Зюзин

Почему основной владелец группы «Мечел» Игорь Зюзин, зная о развязке дела Ходорковского или истории Гуцериева, ввязался в конфликт с властью? Безошибочно можно сказать две вещи: этот человек знает все об угле и еще хорошо умеет воевать. Возможно, подвело и то и другое.

Составить представление о Зюзине нелегко, ведь за всю жизнь он не дал ни одного интервью. Впервые я услышала о нем в 2000 г. в связи с приватизацией «Междуреченскугля». Известно, что, уйдя с шахты «Распадская», он в середине 90-х создал свою торговую компанию «Углеметкооперация» (позже – «Углемет», а после приобретения одноименного предприятия – «Южный Кузбасс»). С «Междуреченскуглем» у Зюзина тогда получилось – и он стал одним из кирпичиков в его угольном бизнесе. Кирпичики по нынешним временам стоили смешных денег – $5 млн (против $10 млн оценки Мингосимущества). Отчего же было не помочь Зюзину: он тогда был в спонсорах «Правого дела», которое было не партией власти, но к власти стояло близко. Кстати, партию Зюзин потом сменил: в 2006 г. его фирмы значились в спонсорах «Единой России» (с 8 млн руб. взносов).

А помните битву за Коршуновский ГОК, когда перетяжками со слоганом «Остановите банкротство Коршуновского ГОКа» была завешена вся Москва? ГОК был стратегическим поставщиком «Евраза», а компании Зюзина и его тогдашнего партнера Владимира Иориха – владельцами контрольного пакета и кредиторки. Хотя «Евраз» контролировал ГОК через своего внешнего управляющего, Зюзину ценой погашения миллиардных долгов перед бюджетом удалось вырвать победу. Однажды Зюзин и Иорих ввязались в конфликт даже с Магниткой, партнером «Углемета» еще по 90-м. Ничего святого: эти партнеры мало того что собрали 17% акций Магнитки в преддверии аукциона по госпакету, так еще и повысили цену на уголь для Магнитки на 15%. Впоследствии собранный «Мечелом» пакет менеджменту Магнитки пришлось покупать за $870 млн.

В 2001 г. Зюзин и Иорих стали металлургами, купив самый небольшой по российским мерками меткомбинат «Мечел». Но угольный бизнес так и остался Зюзину милее: после развода с Иорихом угольная составляющая «Мечела» сильно выросла. Прибавились «Якутуголь» и Эльгинское месторождение, после запуска которого группа может (могла?) войти в тройку крупнейших в мире производителей коксующегося угля.

Вот на этом этапе бы дать задний ход, показать властям и конкурентам договороспособность. Но нет, Зюзин ввязался в новую войну – с металлургами и антимонопольной службой. Генералом в ней случайно оказался вице-премьер Игорь Сечин, а фельдмаршалом – Путин. И вот тут-то силы оказались неравны.