От редакции: Война в головах

Война меняет политическую и экономическую ситуацию непредсказуемым образом. Общество пока просто не успевает реагировать на события.

Какие еще потребуются меры для «принуждения к миру», пока не ясно. Госдума не стала прерывать отпуск, чтобы собраться на внеочередное заседание, и ограничилась заявлением спикера, осуждающего Тбилиси. Совет верхней палаты парламента (32 сенатора из 161) в понедельник, на четвертый день войны, обратился к парламентам и народам мира с призывом осудить грузинскую агрессию против Южной Осетии. Лишь Общественная палата оперативно, еще в пятницу, призвала воюющие стороны прекратить боевые действия. Активность самих граждан пока выразилась в немногочисленных пикетах прокремлевских движений у посольств Грузии и США. Означает ли это молчаливое одобрение войны?

Антигрузинские кампании в отечественных СМИ отчасти сумели создать врага из бывшей советской республики: если в 2004 г., по данным «Левада-центра», 53% опрошенных относились к Грузии положительно и 40% отрицательно, то сейчас соотношение 39% против 48%. В сегодняшнем общественном мнении Грузия представляется гражданам силой более опасной, чем США: 53% опрошенных полагают, что политика Грузии угрожает интересам России, противоположной точки зрения придерживаются 34%. Применительно к США так же думают 48% и 37% опрошенных соответственно. Кроме того, Грузия последние три года устойчиво занимает второе (после Эстонии) место в рейтинге враждебных государств. Наконец, меры, предпринятые в России против Тбилиси осенью 2006 г. и включавшие депортации грузинских граждан, по данным ВЦИОМ, одобрили 67% опрошенных, осудили – всего 13%.

Тем не менее российские власти, если они действительно стремятся погасить конфликт, должны не допустить новой антигрузинской кампании, «чтобы патриотические настроения не переросли в ксенофобию и вражду между двумя народами», сказал вчера «Ведомостям» член Общественной палаты, телеведущий Николай Сванидзе. Чтобы возбудить вражду, нужны экстраординарные меры. По данным социологов, антигрузинская кампания 2006 г. не изменила отношения подавляющего большинства наших соотечественников (71% по данным ВЦИОМ) к рядовым гражданам Грузии. Россияне в целом не настроены воинственно, они не хотят масштабных боевых действий на Кавказе.

По данным «Левада-центра», в 2007 г. 45% считали лучшим выходом из ситуации сохранение статус-кво между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали; 30% – признание независимости Южной Осетии и Абхазии; 20% не определились с ответом и 5% поддержали восстановление целостности Грузии. В этой ситуации пыл сторонников полномасштабной войны с Грузией нетрудно охладить несколькими честными фронтовыми репортажами, показывающими не только парадную сторону войны, но и страдания и лишения, которые она несет простым солдатам, младшим офицерам и мирным жителям по обе стороны линии огня.

Поднять градус ура-патриотизма до точки кипения, чтобы оправдать продолжение войны и расширение зоны боевых действий, нетрудно. Государственная пропагандистская машина может без труда развернуть новую кампанию, способную довести ксенофобские настроения части населения до истерии. Однако новая антигрузинская волна даст дополнительные козыри официальному Тбилиси, который сможет в этом случае представить действия Москвы как полномасштабную войну с грузинским народом. Это только укрепит внешне- и внутриполитические позиции режима Саакашвили. Наконец, потенциальные инициаторы антигрузинских акций не должны забывать, что российский обыватель, особенно в глубинке, редко отличает жителей южных республик бывшего СССР от представителей других многочисленных кавказских народов. Воспитание сверху вражды к представителям одной нации может обернуться в ближайшем будущем серьезными проблемами в межнациональных отношениях уже внутри страны.