От редакции: Деньги на арену

У организаторов Олимпиады-2014 случилась неприятность: инвесторы дружно проигнорировали первый конкурс на строительство олимпийских объектов в Сочи.

В минувший понедельник госкорпорация «Олимпстрой» должна была вскрывать конверты с конкурсными заявками, но вскрывать оказалось нечего: кандидатов на возведение трех ледовых арен, четырех гостиниц и Большого ледового дворца не нашлось. Единственный объект, к строительству которого был проявлен интерес, – офисное здание в Сочи на 3200 человек.

Руководители «Олимпстроя» теперь собираются переформировать лоты, чтобы попытаться повысить интерес инвесторов к конкурсу. Дело в том, что лоты на прошедшем конкурсе были сформированы по принципу: хочешь построить гостиницу – сначала построй для страны спортивный объект.

Например, к проекту туристического комплекса на 8000 номеров прилагалось в нагрузку возведение Малой ледовой арены на 7000 мест. Желающим построить пятизвездочный отель на 1300 номеров предлагалось одновременно заняться строительством Большого ледового дворца на 12 000 мест. А потенциальному владельцу гостиницы на 300 номеров вменялось в обязанность также возвести ледовую арену для керлинга на 3000 мест.

Стоимость строительства ледовой арены – это примерно половина стоимости гостиницы, ради которой инвестор теоретически захотел бы участвовать в этом тендере. То есть, согласись он на условия «Олимпстроя», цена проекта выросла бы на 50%, а срок окупаемости и вовсе на неопределенное время. Много ли найдется желающих поиграть в керлинг на берегу моря после того, как Олимпийские игры закончатся?

Во всем мире ледовые арены строятся за счет государства, поскольку в отличие, например, от горнолыжных трасс срок окупаемости у них составляет свыше 30 лет. «Олимпстрою» об этом известно, он просто хотел сэкономить бюджетные деньги, честно объясняет чиновник госкорпорации.

Нехитрая логика «Олимпстроя», судя по всему, проистекала из того, что несколько крупных инвесторов без всяких возражений согласились с социальной нагрузкой. «Газпром», например, построит лыжный комплекс на 16 000 мест, а «Интеррос» взял на себя горнолыжный центр на 18 000 лыжников. «Базэл» построит Олимпийскую деревню на 3000 человек, телецентр и пресс-центр на 12 000 журналистов.

Даже «Русснефть», несмотря на сложную судьбу этой компании, выдаст стране конькобежный комплекс на 8000 мест.

Понятно, что мы живем в такой стране, в которой живем. И российские предприниматели относятся к социальной ответственности как к одному из неотъемлемых условий существования своего бизнеса. Да и чиновники с самого начала не скрывали, что добровольно-принудительная нагрузка на бизнес должна разгрузить бюджет сочинской Олимпиады на 40%.

Но, как выяснилось, стороны понимали взаимные обязательства по-разному. Судя по многочисленным интервью, инвесторы рассчитывали, что государство возведет в Сочи необходимую инфраструктуру, а бизнес построит объекты, которые затем будут приносить ему прибыль. Конечно, в качестве входного билета на перспективную территорию предполагалось некоторое участие в решении олимпийских проблем. Но даже в Москве, как говорят девелоперы, социальные обременения не превышают 20–25% стоимости объекта.

То, что инвесторы «проголосовали ногами» против чиновников, хороший знак. Это значит, что есть грань, перейдя которую власти все-таки рискуют натолкнуться на сопротивление, хотя и молчаливое.

И ведь подействовало: «Олимпстрой» теперь собирается провести новый инвестиционный конкурс, выставив на него только коммерческие объекты. Ледовые арены, дворцы и другие спортивные сооружения госкорпорация будет строить сама на выделенные ей из бюджета $12 млрд.