От редакции: С легким сердцем

Угроза России отказаться от договоренностей с НАТО и ВТО, вероятнее всего, является симметричным ответом на аналогичные угрозы Запада. Представители США и Европы уже не раз пугали Россию изоляцией, понимая, впрочем, что для обеих сторон это вредный шаг. Теперь Россия говорит в ответ, что к изоляции готова. Это тоже риторика или Россия действительно готова? Или у российских лидеров есть в запасе новая большая внешнеполитическая стратегия, позволяющая с легким сердцем пренебречь отношениями с западным миром?

Вчера Владимир Путин одобрил план вице-премьера Игоря Шувалова приостановить участие в соглашениях по ВТО, которые противоречат российским интересам (см. статью на стр. А1). Дмитрий Медведев, в свою очередь, заявил, что если страны НАТО «пойдут на разрыв <...> то ничего страшного не произойдет, вплоть до разрыва отношений в целом».

Эти заявления являются ответными: на прошлой неделе НАТО приняло решение о сокращении сотрудничества и замораживании работы Совета Россия – НАТО, а со стороны США прозвучали заявления о том, что прием России в ВТО будет затруднен (министр торговли Карлос Гутьеррес) и ключевая в этом смысле поправка Джексона – Вэника не будет отменена (сенатор и вероятный будущий вице-президент Джозеф Байден).

Кроме того, заявления Путина и Медведева являются прагматичным признанием изменившейся ситуации. Претензии по условиям вступления в ВТО были у России и раньше, однако до войны с Грузией существовали варианты их размена на какие-то встречные претензии со стороны Запада. Теперь же ясно, что в ближайшее время Россия в ВТО не вступит: кроме угроз американцев на это, очевидно, повлияет Грузия, а также Украина.

Эффективность Совета Россия – НАТО в последнее время и так стремилась к нулю. Москва при этом имела множество поводов обижаться на НАТО за расширение на восток, последний шаг которого – размещение позиционного района ПРО в Чехии и Польше – проходит при полном игнорировании позиции России. После войны с Грузией вполне вероятно, что процесс приема ее и Украины в НАТО будет ускорен. Украине план действий по членству может быть предоставлен уже в декабре.

Вероятно, позиции разойдутся сильно и надолго. Можно надеяться тем не менее, что здравый смысл и следование своим интересам не позволят конфликту стать всеобъемлющим.

Несмотря на ряд грозных заявлений, консолидированной позиции в отношении России Запад не выработал и вряд ли выработает. Россия важна как влиятельный политический игрок в регионе и как относительно стабильная (на фоне мирового кризиса) экономика, снабжающая партнеров энергоресурсами. С другой стороны, весь Запад мобилизовать против России сейчас невозможно, потому что Россия не воспринимается как глобальная угроза.

Тем не менее критика России в адрес НАТО и ВТО, существовавшая и до войны с Грузией, в «мирное время» воспринималась как часть дискуссии. Теперь она воспринимается как повышение собственной боеготовности. Когда высоки цены на нефть, у нас обычно наступает фаза самоутверждения. Возможно, Москва рассчитывает, что у нее есть некий запас изоляционистских ходов, принятие которых сыграет ей на руку. Такая «тактика обиженного ребенка» (вот умру, тогда пожалеете) нуждается в тщательном просчитывании.

Может быть, новая большая стратегия Путина – Медведева – это собирание вокруг России всех обиженных на США? В современном «втором мире» много быстро растущих экономик и амбициозных политических лидеров. Есть среди них и недовольные американской гегемонией и распределением ролей в глобальной экономике. Однако пока не ясно, что Россия может им предложить, кроме себя в качестве знамени. Кроме того, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что и во «втором мире» у всех свои интересы. Даже союзники по СНГ не поспешили солидаризироваться с Россией. Иран так же опасен для США, как и для России. Китай так же зависит от США, как США от Китая. А в вопросе признания Южной Осетии и Абхазии китайцы нас не поддержат – у них есть свои Тибет и Тайвань.