От редакции: Патриоты от противного

Патриотизм бывает разным. Он может представлять собой живой интерес к успехам и проблемам своей страны, готовность работать не только для себя, но и для страны. А может представлять собой гордость за символы. Можно назвать это модернизационным и мобилизационным патриотизмом. Основное содержание второго – необходимость противостоять внешнему врагу (будь то враг на футбольном поле или в «вашингтонском обкоме»). Граждане в этом случае быстро сплачиваются и готовы жертвовать деньгами, временем, здоровьем; они забывают на время матча и празднования победы о плохих дорогах, долгах, детях и женах, да и о правительстве забывают – хорошем или плохом.

Мобилизационный патриотизм очень удобен, поскольку легко поддается взвинчиванию с помощью пропаганды (особенно если СМИ под контролем власти). Война – самый эффективный способ. Такой патриотизм ничего не говорит о состоянии дорог, детских садов, систем образования и здравоохранения. В сущности, этот патриотизм становится символическим: мы гордимся словом «Россия», флагом, теннисистками, «Зенитом».

Разве это плохо? Это хорошо, потому что идентификация с нацией – это хорошо.

Но такой патриотизм не равен интересу к своей стране. Социологическое исследование «Украинцы и россияне: взгляд друг на друга», представленное на днях украинским Институтом изучения России, показало (проводилось до войны), что граждане обеих стран отмечают ухудшение взаимных отношений по сравнению с 2007 г. При этом значение индекса добрососедства находится в прямой зависимости от интереса к соседней стране: у украинцев и интерес к России выше, и уровень доброжелательности к русским выше.

Интегральный показатель «индекс добрососедства» основан на ряде других индексов – в частности, на совокупном индексе общего интереса, который зависит от уровня интереса граждан к своей стране. По этому показателю россияне значительно уступают украинцам. Вряд ли стоит считать эту оценку необъективной: различные российские соцопросы последних лет фиксировали высокий уровень апатии и недоверия в обществе, нежелание заниматься политикой, низкую электоральную и протестную активность.

У квасного патриота внутренние проблемы вытесняются в подсознание, избываются священным гневом и ненавистью к врагам.