От редакции: Недоучение

Доклад министра образования Андрея Фурсенко в Госдуме вызвал шквал критики. Депутаты от разных фракций считают, что нынешнее тяжелое положение – следствие новаций последних лет (в том числе и единого госэкзамена (ЕГЭ). Они не поверили обещаниям Фурсенко о радикальном улучшении ситуации к 2012 г., после реализации госпрограммы модернизации образования (более подробно о программе и дискуссии – на стр. А3). Наконец, некоторые парламентарии опасаются, что предусмотренное программой сокращение школ и вузов приведет к окончательному краху российской системы образования, большим социальным издержкам, и призывают к возрождению «лучшей в мире» советской системы.

Насколько объективна мрачная картина настоящего, нарисованная министром, и возможно ли изменить ситуацию? Это вопрос номер один для страны, если мы рассчитываем на инновационное развитие. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике – 25% школьников получили «неуд» – действительно печальны, но смешно винить в плохих итогах сам госэкзамен. Он всего лишь зеркало, отражающее качество знаний, или, если хотите, прибор для его измерения, не допускающий оценок по проверенному советскому методу «три пишем, два в уме». Кроме того, тесты действительно сложны. Когда ВЦИОМ задал взрослым восемь вопросов из ЕГЭ по русскому языку, 45% опрошенных дали от одного до трех верных ответов, т. е. получили бы двойку, еще 29% – четыре-пять (тройка), хорошие и отличные результаты показали лишь 26% опрошенных.

Ситуация на разных ступенях образования неодинакова. По мнению экспертов, в начальной школе, где с 1990-х гг. активно внедрялась система развивающего обучения, уровень соответствует мировым стандартам. По результатам проведенного в 2006 г. среди 215 000 школьников из 40 стран международного теста на качество чтения и понимание текста (PIRLS) российские школьники 4-го класса заняли 1-е место, опередив и европейцев, и канадцев, и сверстников из Тайваня и Сингапура. В 2001 г. российские школьники заняли 12-е место среди 35 участников.

Проблемы начинаются на следующих этапах. По данным тестов PISA (Международная программа оценки школьников), среди 15-летних школьников Россия по математике и естественным наукам в 2003 г. заняла 36-е место из 40, в 2007 г. разделила 33–38-е из 57.

В государствах, где образование является приоритетом, обучение по новым технологиям начинается с 1-го класса, а специализация по предметам и в средней, и в старшей школе позволяет не перегружать учеников знаниями, которыми они, скорее всего, не воспользуются. В России это принято отнюдь не везде. При этом в нашей стране очень много пожилых преподавателей, с трудом воспринимающих новации. Привлечь молодых учителей сможет реформа оплаты труда педагогов. В частности, в 31 регионе учителям доплачивают не за отработанные часы, а за успехи детей. ЕГЭ, отмечают эксперты, не должен быть единственным и даже ключевым критерием: важно учитывать не только оценки, но и творческие и спортивные достижения учеников и их прогресс в течение года. Тогда обычная школа перестанет быть конвейером, отсекающим в учениках все нестандартное.

Наконец, уменьшение числа вузов, по мнению экспертов Высшей школы экономики, не повредит качеству отечественного высшего образования. Возможно, сокращение не должно быть таким радикальным, как предлагает министр (до 200 институтов и 50 университетов). Следует разработать четкие объективные критерии качества образования, которые сведут к минимуму возможность усмотрения чиновников при закрытии вузов и растянуть процесс по времени. Очевидно, что беспрецедентный рост количества вузов (в 2 раза) и числа студентов (в 2,5 раза) в постсоветские годы не обеспечен ни квалифицированными преподавателями, ни учебным оборудованием. Это привело к тому, что многие вузы превратились в конторы по выдаче корочек, дискредитирующих высшее образование.