От редакции: Заземление

Мировая авиационная отрасль испытывает кризис роста издержек. Российская авиация также столкнулась с ростом расходов, однако у нас есть и свои национальные особенности, рисующие кризис новыми красками.

Сегодня может быть обнародован план спасения бизнеса альянса «Эйрюнион». Вероятно слияние с компанией «Атлант-Союз», а акционерами нового альянса станут правительства Москвы, Красноярского края и госкорпорация «Ростехнологии» (см. статью на стр. Б1). «Эйрюнион», в который входят пять авиакомпаний, сильно задолжал поставщикам топлива, и они перестали заправлять самолеты альянса.

Рост цен на керосин – общая проблема авиаторов. Позавчера Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала уточненный – и неутешительный – финансовый прогноз на 2008 г. Отрасль ждут убытки в размере $5,2 млрд. Средняя цена на нефть с начала года составила $113 за баррель – на $40 больше, чем в 2007 г. По результатам 2008 г. это приведет к росту расходов на топливо на $50 млрд.

Вторая причина проблем – замедление мировой экономики. В июле 2008 г. рост спроса на пассажирские перевозки (по сравнению с июлем 2007-го) составил 1,9% – это самый низкий показатель за пять лет. Спрос на грузоперевозки вообще сократился на 1,9%. По прогнозу IATA, авиакомпании Северной Америки понесут убытки в размере $5 млрд, Латинской Америки и Африки – $300 млн и $700 млн соответственно. Прибыль в Европе составит $300 млн ($2,1 млрд в 2007 г.), на Среднем Востоке – $200 млн ($300 млн в 2007 г.), в Азиатско-Тихоокеанском регионе – $300 млн ($900 млн в 2007 г.).

За первое полугодие 2008 г. обанкротились или приостановили деятельность 25 международных авиакомпаний. И в 2009 г. авиакомпании не ждет ничего хорошего – нефть останется достаточно дорогой, а экономический рост еще больше замедлится.

Кроме топлива дорожают и аэропортовые, и навигационные услуги. Однако компании по-разному справляются с трудностями: на каждом рынке есть лидеры с отличными показателями прибыльности. Есть и отдельные рынки, где условия иные, чем в мире в целом. Среди них – российский, один из самых быстрорастущих в мире. В первом полугодии рост объема перевозок составил более 20%. Можно сказать, что один из мировых факторов – замедление экономики – в России пока не очень заметен.

Но у менеджеров российских компаний есть специфические проблемы: высокие пошлины на ввоз самолетов в том числе вынуждают компании использовать российские машины, значительно уступающие западным аналогам в экономичности. Авиаторы также жалуются на высокий уровень налогообложения (Россия не присоединилась, например, к международному соглашению 1996 г., по которому самолеты не облагаются НДС) и кадровый голод.

При том что рост цен касается всех, ситуация в разных компаниях различная. «Эйрюнион», судя по всему, пострадал не только от роста цен. Альянс перестал платить поставщикам не вчера. За 2007 г. к компании «Красэйр», входящей в альянс, например, было подано исков на 1,2 млрд руб. Вероятно, руководство «Эйрюнион» не разработало надежной антикризисной стратегии. Но от идеи банкротства решено было отказаться. Сначала под гарантии «Ростехнологий», а потом прямо из госрезерва выделяется топливо. Придумываются сложные схемы спасения. Возможно, это правильно с точки зрения спасения рынка: эксперты считают, что банкротство «Эйрюнион» привело бы к подрыву доверия между игроками и краху сложной системы взаиморасчетов, характерной для авиационной отрасли. Условно говоря, отрасль встанет, как только заправщики потребуют предоплаты.

Сложно представить себе, как альянс будет спасен без участия бюджета. В итоге государство заплатит за отсутствие нормальной системы и практики банкротства, которая не ставила бы под удар целую отрасль, а также за действия (или бездействие) своих представителей в советах директоров авиакомпаний альянса, при участии или безучастии которых был постепенно создан этот управленческий по своей сути кризис.