От редакции: Блокострой

Россия и страны – члены Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) заявили о намерении развивать военную составляющую организации. «Пятидневная война» сделала для сплочения союзников больше, чем шесть лет мирного развития ОДКБ.

ОДКБ, куда помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, создавалась в 2002 г. именно как военный блок, объединив поначалу уже существовавшие региональные группировки: российско-белорусскую, российско-армянскую и коллективные силы быстрого реагирования для Центральной Азии. Над ними появилась единая политическая надстройка, однако согласование важнейших документов, касающихся единой системы управления, затянулось. Тем временем ОДКБ увлеклась общими вопросами безопасности, такими как международный терроризм, наркотрафик, проблемы миграции. По важным военно-политическим вопросам (размещение американской ПРО в Европе, ДОВСЕ) ОДКБ с единой позицией не выступала. Так что отсутствие единого публичного мнения о начале войны России с Грузией – и тем более активного участия – не стало для России сюрпризом.

Зато пример реальной территориальной угрозы и ее отражения подействовал на руководство стран – членов ОДКБ. Сразу же появилась единая позиция по поводу возвращения к военно-оборонительным целям блока. В самом деле, зачем России заставлять союзников обязательно признать Абхазию и Южную Осетию? Ведь другая цель – усиление блока – также очень важна. Подписание сразу 16 соглашений и создание единой системы управления – это серьезное достижение.

Снова возник вопрос о правомочности аналогии с Организацией Варшавского договора (ОВД) и о желании и возможности ОДКБ противостоять НАТО (такой вопрос ставился при образовании ОДКБ).

ОВД была создана в 1955 г. странами советского блока именно для противостояния НАТО (создана в 1949 г.) в начавшейся холодной войне. Так же, как устав НАТО, устав ОВД предусматривал немедленную военную помощь стране-члену, подвергшейся агрессии. Как и в НАТО, были созданы структуры политического и военного руководства. В отличие от НАТО, где полномочия политических решений и участие в расходах были более равномерно распределены между членами, в ОВД все зависело от Советского Союза.

Жесткий контроль со стороны СССР требовал значительных расходов, взаимное недоверие между тем усиливалось, и снова требовалось больше контроля. Ввод войск в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г., возведение войсками ГДР Берлинской стены в 1961 г. – все это силовые акции против «идеологически неустойчивых» партнеров.

Советская армия постоянно держала большие контингенты и значительные запасы оружия в Восточной Европе. По расчетам Международного института стратегических исследований в Лондоне, военные расходы СССР в конце 1980-х гг. составляли 17,6% валового национального продукта. Америка тратила относительно ВВП меньше – около 6%. Доля США в расходах на НАТО составляла около 30%, СССР обеспечивал 80% расходов ОВД. ОВД распалась в 1991 г.

ОДКБ, безусловно, не сравнима с ОВД по своим силам. Общая численность сил быстрого развертывания ОДКБ – 4000 человек. Они состоят из 10 батальонов. На российской авиабазе Кант в Киргизии постоянно находится 10 самолетов и 14 вертолетов. Силы немедленного реагирования НАТО – это 18–20 дивизий. Но ОДКБ не позиционируется как противовес НАТО. На ограниченном театре военных действий войска ОДКБ могут быть эффективны, особенно при условии дальнейшей модернизации.

Военные расходы для России, безусловно, увеличатся. И сейчас российский военный бюджет 2007 г. – крупнейший в ОДКБ (около $34 млрд). Из потенциальных союзников Москвы больше всех на оборону потратили Казахстан ($1,2 млрд) и Узбекистан ($900 млн). Общие военные расходы шести стран ОДКБ без России составили в 2007 г. около $3,3 млрд – меньше 10% средств потенциального блока. Правда, растет и доля США в расходах НАТО: в 2007 г. ($547 млрд) она составила, по данным Стокгольмского института исследований проблем мира, 59,6% расходов альянса.

Отсутствие идеологического проекта и декларируемая многовекторность политики всех стран – членов ОДКБ усиливают коммерческую, «торговую» составляющую в определении контуров военного блока. Единство стран Варшавского договора обеспечивалось Советским Союзом силой и страхом – это значительно удорожало проект и сделало его в итоге нерентабельным.