Правила игры: Пока не страшно

Два вопроса занимали наблюдателей российского фондового рынка в последние недели. Во-первых, насколько сильно связано падение (с начала года рынок потерял уже более 40%) с тремя «большими шагами» российского правительства этим летом – невмешательством в агрессию российских акционеров ТНК-BP против британских, выпадом премьера Путина против владельцев компании «Мечел» и переводом регионального конфликта на юге России в плоскость глобального геополитического противостояния? Во-вторых, каковы будут последствия тех мер по поддержанию фондового рынка, которые обсуждаются российским руководством?

Ответ на первый вопрос кажется очевидным и политическому руководству (во всем виноват глобальный кризис, вызванный лопнувшим пузырем на американском рынке недвижимости), и его критикам (во всем виновато руководство). Истина, видимо, лежит где-то между этими двумя точками зрения, причем ближе к позиции Путина – Медведева. Действительно, развивающиеся рынки колеблются в унисон, поэтому большая часть потерь российского рынка связана с общим уходом инвесторов с этих рынков, с естественной реакцией на ухудшающуюся международную конъюнктуру. Тем не менее с мая развивающиеся рынки (MSCI Emerging Markets Index) потеряли в целом примерно 20% стоимости, а российский – 46% (бразильский – 37%). Это указывает на существенный собственный вклад российского руководства в падение рынка.

За последнюю неделю было названо в разных вариантах два способа поддержки фондового рынка: за счет инвестиций из средств фонда национального благосостояния и за счет предоставления банкам кредитов ЦБ. При инвестировании госсредств есть много опасностей, но даже если ограничиться, скажем, инвестициями «в индекс» (это снимает вопрос о поддержке отдельных компаний), то в сегодняшней позиции российского руководства есть определенное противоречие. Если падение рынка связано с глобальным трендом, то такая поддержка – просто доплата из средств российских граждан уходящим инвесторам.

В поддержке фондового рынка через ЦБ есть хотя бы то преимущество, что в этом случае деньги выдаются не из кармана граждан, а в кредит. Тем не менее этот путь еще опаснее предыдущего. Во-первых, дополнительные вложения средств банков в российский фондовый рынок сделает портфели их активов более рискованными. В последнее время создается впечатление, что ЦБ не готов дать обанкротиться даже тем банкам, которые в прошлые годы следовали излишне рискованным стратегиям (например, в части выдачи потребительских кредитов). В этой ситуации следует ожидать, что за возросший риск придется платить опять-таки из средств граждан. Однако главная опасность поддержки фондового рынка через ЦБ по указаниям президента – премьера состоит в том, что при этом совершенно размывается независимость ЦБ, столь необходимая для выполнения его главной задачи – сдерживания инфляции.

За неимением лучшего, может быть, оставить фондовый рынок в покое?