От редакции: Исследование дна

Россия обозначила свои амбиции по одному из важнейших направлений развития нашей страны – северному. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил на прошлой неделе, что наша страна «считает своими» 18% территории Арктики – а это без малого 3,8 млн кв. км. Осталось лишь закрепить все это за собой.

По международным правилам (ратифицированная Россией Конвенция ООН о морском праве) прибрежные воды делятся на три сектора: территориальное море, исключительная экономическая зона (ИЭЗ) и континентальный шельф. В территориальном море (12 миль, или 22 км от линии отлива) даже рыболовство считается враждебной деятельностью. В экономической зоне (200 миль, или 375 км) Россия согласно 56-й статье Конвенции обладает суверенными правами на разведку, разработку и охрану природных и минеральных ресурсов, т. е. здесь можно запретить чужим бурить скважины и ловить рыбу. При этом прибрежное государство не может мешать в ИЭЗ судоходству, прокладке трубопроводов и линий связи других стран.

Дальше – континентальный шельф, подводное продолжение материка, где у страны те же суверенные права. Конвенция указывает, что его территория не может простираться дальше 350 миль (650 км) от границы территориального моря, но допускает исключения. Если подводные горы или плато, отдаленные от материка более чем на 350 миль, являются его продолжением, граница шельфа устанавливается в 100 милях от изобаты (линии, соединяющей равные глубины) 2500 м. Полярная экспедиция на атомном ледоколе «Россия» летом 2007 г., по мнению ее участников, доказала, что хребет Ломоносова, заканчивающийся ближе чем в 300 милях от Гренландии, и хребет Менделеева, почти достигающий полюса, – продолжение Сибирской платформы.

Но у исследователей дна есть разные мнения: не исключено, что хребты могут оказаться перешейками, соединяющими части древнего материка, который некогда объединял Евразию и Северную Америку. Датские и канадские ученые могут объявить их частью своего шельфа. Этот спор точно надолго. Месторождения – это вообще долгая история. Переговоры об освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения, находящегося на бесспорно российском шельфе Баренцева моря, начались в середине 90-х, а компания по освоению создана только в этом году.