От редакции: В отпуск на Чукотку

За время губернаторства Романа Абрамовича поголовье чукотских оленей удвоилось. Об этом президенту Дмитрию Медведеву вчера с гордостью рассказывали жители Чукотского автономного округа. Президент лично приехал посмотреть, как живут люди на Крайнем Севере, а заодно объяснить, как государство собирается развивать регионы.

Чукотка ответ на этот вопрос получила: помимо добычи полезных ископаемых ей нужно делать ставку на развитие туристической инфраструктуры, считает Медведев. Ведь северная природа и традиционный уклад жизни местного населения способны вызвать у туристов большой интерес.

Много ли найдется желающих лететь в этот суровый край, трудно сказать. В любом случае это будет не самый типичный отдых. Но если туристы прилетят, посмотреть им будет на что. Например, на то, как население города возвращается с работы домой на вертолетах. Или на школу, в строительство которой бюджет вложил 8 млн руб., а лично губернатор – 58 млн руб.

Но не для каждого региона найдется такой губернатор. По оценке Всемирного банка, на планете есть всего пять стран, где больше половины ВВП производится на 5% территории. Это Ботсвана, Бразилия, Норвегия, Россия и Таиланд. Например, на квадратном километре московской земли мы умудряемся создавать по $130 млн ВВП в год – в 1721 раз больше, чем в среднем на всей территории за пределами МКАД.

Экономическая плотность, т. е. отношение ВВП к площади государства, в России составляет всего $75 500 на квадратный километр. Для сравнения: в Польше на квадратном километре производится $1,3 млн ВВП, а в Венгрии – $1,5 млн.

Причина очевидна: полстраны к востоку от Енисея фактически не заселены. А регионы, несмотря на все финансовые вливания, различаются по уровню доходов на душу населения в 5–76 раз. Что с этим делать, гадает не первое поколение экономистов и чиновников. Говорится об этом и в Концепции долгосрочного развития страны до 2020 г. От всех предыдущих программ ее отличает то, что правительство наконец решилось перейти от политики выравнивания к поддержке сильных регионов, которые должны стать «локомотивами роста». Но как именно это делать, еще предстоит понять.