От редакции: Массовый символизм

Правозащитный центр Всемирного русского народного собора предлагает законодательно регулировать использование религиозной символики, «чтобы оно не вводило в заблуждение людей и не применялось в корыстных целях». Золотые слова. Впрочем, есть и примеры продуктов с «легитимными» благословениями. Вопрос в том, как проконтролировать дальнейшее использование благословения и церковной символики. В случае прямого подлога это может проконтролировать милиция по заявлению епархии. Но в целом будет лучше, если отношения с символами будут регулироваться здравым смыслом и религиозными чувствами.

Другой вариант: протесты неверующих против использования религиозной символики в светском обществе. Например, пару лет назад атеисты оспаривали в Конституционном суде (безуспешно) присутствие в тексте гимна России слова «бог».

Политкорректность, популярная на Западе (вплоть до запретов на употребление слова «Рождество» по отношению к Рождеству), поднимается на флаг и в России. Например, после войны с Грузией одна из мусульманских организаций Петербурга обратилась к президенту с просьбой учредить государственные награды с мусульманской символикой, поскольку воинские награды – орден Святого Георгия и Георгиевский крест – несут христианскую символику.

Существует контекст борьбы с сектами и шарлатанами, использующими символику традиционных религий. Однако невозможно себе представить какой-либо «копирайт» на кресты, полумесяцы или шестиконечные звезды. Во-первых, большинство символов имеет языческое происхождение и используется в разных религиях, и не только в религиях. Во-вторых, такой «копирайт» противоречит одной из главных функций любой религии – миссионерству. В-третьих, с религиозной точки зрения, сектанты и шарлатаны – грешники, продающие душу дьяволу. Можно ли бороться с ними силами милиции?

И религиозные сообщества заигрывают с массовой культурой (коммерцией, политикой), и массовая культура рада использовать религиозную символику, имеющую большой маркетинговый потенциал. В этой сделке выигрывает, безусловно, массовая культура .