От редакции: Базовый тариф

Цена аренды военно-морской базы в Севастополе и других российских военных объектов в Крыму – давний предмет споров между Москвой и Киевом. На днях о необходимости повысить арендную плату (сейчас – около $100 млн в год) заговорил лидер Партии регионов Виктор Янукович. «Условия аренды баз Черноморского флота, те, которые сейчас есть, нужно значительно менять в сторону увеличения. Этих цен уже нет, они ушли в прошлое», – сказал он журналистам. Если и этот политик, считающийся в Москве пророссийским, решил привлекать внимание избирателей севастопольской темой, значит, тема популярна.

Но украинские политики ошибаются – никакого всемирного «рынка военных баз» не существует. Многие страны не платят деньги за базы, а, наоборот, получают средства от государств-клиентов. Россия, впрочем, чаще платит. Цена зависит от местоположения и значимости объекта. В частности, за аренду космодрома в Байконуре Россия ежегодно выплачивает Казахстану $115 млн, еще $20 млн – за аренду объектов ПВО в Сары-Шагане, Габалинскую радиолокационную станцию в Азербайджане российские ПВО снимают за $7 млн, база ВМФ в сирийском порту Тартус обходится примерно в $4 млн. До оставления в 2002 г. базы в Лурдесе Москва ежегодно поставляла режиму Кастро товаров на $200 млн. Вьетнам предлагал России арендовать находившуюся ранее в бесплатном пользовании базу в Камрани за $300 млн. Россия от базы отказалась.

Западные государства по-разному расплачиваются за пребывание своих войск. Великобритания не платит Кипру за использование его земли ни пенса – по условиям договора базы считаются суверенной британской территорией. США платит весьма избирательно. Узбекистану за два года аренды базы в Ханабаде выплатили $23 млн, Киргизия в 2002–2006 гг. за сдачу аэропорта «Манас» получала ежегодно $2 млн, однако после настойчивых требований Бишкека цена была повышена сразу в 75 раз: нынешняя цена – $150 млн.

Впрочем, куда важнее другое. Украинские политики иногда рассуждают о значительных компенсациях, которые получают местные власти в Западной Европе, Японии и Южной Корее за использование их земель под военные базы США. Суммы действительно значительны: $700 млн на японской Окинаве, $600 млн в Южной Корее и $237 млн в Италии. Но платит эти деньги не Пентагон, а правительства принимающих государств.

Россия тоже может похвастаться бесплатными базами в Белоруссии, Таджикистане и Армении. Однако, чтобы не платить за аренду, Москве приходилось инвестировать в экономику этих стран значительные суммы, а Душанбе Россия списала долг в $242 млн. Москва вряд ли сможет убедить Киев в необходимости совместной обороны черноморских берегов. А значит, ей надо заранее продумать материальные выгоды, которые покажутся Украине достаточными, чтобы не требовать вывода флота из Севастополя.

Военное присутствие за границей – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе немногие. Для содержания войск на иностранной территории нужны не только немалые материальные средства, но и значительные политические усилия. Сохранение или ликвидация базы российского Черноморского флота в Севастополе, срок аренды которой истекает в 2017 г., – вопрос не столько материальный и военный, сколько имиджевый. Уход кораблей под андреевским флагом будет неприятным дипломатическим поражением, особенно если помнить об отечественной истории последних 150 лет. России придется потратить очень много сил, чтобы сохранить базы в Крыму. Договориться возможно, хотя предстоит трудный разговор об аренде объектов на украинской территории. Некоторые политики требуют, чтобы Россия платила за крымские гектары по рыночной стоимости – около $750 млн в год. В мировой практике подобных примеров нет. Но ясно, что украинские политики, несмотря на мировую практику и независимо от того, насколько они пророссийские, будут требовать повышения платы.