От редакции: Ты меня не уважаешь

Несмотря на то что уровень потребления алкоголя в России превышает среднемировой почти в два раза (по данным Роспотребнадзора, 15 л на душу населения против 8 л в мире), уровень уважения друг к другу чрезвычайно низок. Вернее, уважение замыкается в кругу ближайших друзей и родственников (с которыми, видимо, и пьет средний россиянин).

ВЦИОМ попросил респондентов назвать наиболее уважаемых ими людей. 66% россиян не смогли назвать ни одного такого человека из числа проживающих в том же городе (поселке, селе) за пределами круга своих родных и близких. 48% не нашли такого человека в своем регионе. За пределами своего региона наиболее уважаемыми и авторитетными лицами для россиян являются Владимир Путин (11%), Дмитрий Медведев (3%), Сергей Шойгу (2%). Остальные набрали 1% и меньше.

Вроде бы странные цифры – те же социологи говорят о постоянно высоком рейтинге Путина и Медведева, например (в районе 70%). Дело в методологии – в данном исследовании граждане отвечали на открытый вопрос. Если их спросить, уважают ли они Владимира Путина – он наберет гораздо больше.

С другой стороны, очень показательные цифры. Они подтверждают выводы многих других исследований о чрезвычайно низком уровне доверия в обществе и ориентации на личный материальный успех. Например, Европейское социальное исследование показало, что в России самое низкое доверие ко всем политическим и общественным институтам (из 25 стран), россияне в числе аутсайдеров по частоте встреч с друзьями и родственниками, но в числе лидеров по стремлению к богатству и власти. На вопрос ВЦИОМ «Чего вам не хватает в жизни?» 71% россиян отвечали – «материального достатка», 23% – «уверенности в себе».

Уважение возникает в процессе отношений друг с другом и зависит от поступков. Общество атомизируется – отношений меньше, сложно составить четкое представление о поступках другого. Что касается поступков ньюсмейкеров, то их оценка проходит через интерпретацию множества посредников (СМИ, экспертов), что уже снижает уровень доверия. Кроме того, слова и дела ньюсмейкеров, как правило, мало (или медленно) влияют на повседневную жизнь среднего россиянина.