От редакции: Полифония послания

Несмотря на неоднократные переносы и длительную подготовку, послание президента Федеральному собранию получилось очень противоречивым, полифоничным. Вряд ли это издержки дебюта. Вероятно, у разных представителей политического руководства накопилось много пожеланий, которым необходимо было придать высокий статус, – послание постаралось вместить их все.

Перенос послания на 5 ноября – день подведения итогов президентских выборов в США – казался ошибкой, ведь было очевидно, что мировой эфир будет в этот день занят американскими новостями. Но, может быть, так и было задумано: сделать послание более громкой внутренней новостью, чем новости из США, и одновременно не привлекать внимание мировой аудитории к предложенным президентом новациям?

Увеличение сроков президентства – самая яркая новость послания. Соответствующие изменения в Конституции не требуют общенационального референдума и могут быть приняты Госдумой и Советом Федерации, а затем одобрены парламентами не менее чем двух третей субъектов Федерации. Заработает норма только со следующих выборов – таким образом, она выгодна как Медведеву, если он захочет переизбраться, так и любому другому кандидату в президенты. Например, Владимиру Путину. Именно к этой новости не хотелось привлекать внимание «заграницы»? Или к тому, что Москва по-прежнему стремится к роли мирового финансового центра?

Намеренно или нет, но тексту не было придано единообразие даже на уровне стиля. В тексте звучали величавые ноты парадной советской риторики: «Строятся заводы и дороги. Перевооружаются армия и флот. Осваиваются новые технологии. Создаются учебные, научные, медицинские центры. Наши спортсмены показывают примеры ярких побед...» Были яркие примеры постсоветской либеральной публицистики: «<...> государственный аппарат у нас в стране – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ». Было и умеренно-патриотическое философствование – Медведев сформулировал главные ценности народа. Признание негативной роли госаппарата и высокого уровня коррупции при всем этом соседствовало с заверениями в том, что демократия в целом построена («общество <...> в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии...»).

Предполагалось, что центральное место в послании будет уделено Конституции (в этом году отмечается ее 15-летний юбилей). Так и вышло: Дмитрий Медведев неоднократно ссылался на статьи Основного закона, подчеркивал ценность и значимость Конституции для всех сфер жизни общества, привычно критиковал правовой нигилизм россиян. И тут же предложил Конституцию изменить, увеличив сроки полномочий для президента (до шести лет) и Госдумы (до пяти лет). Это предложение аргументировалось необходимостью в сложных условиях «укреплять демократические институты и поддерживать стабильность». Президент постарался еще усилить противоречие, тут же заметив, что «речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции». А «реформаторский зуд» в отношении Основного закона абсолютно неуместен». Так или иначе, но из слов президента следует, что институт президентства – самый мощный из российских институтов – нуждается в дальнейшем укреплении.

Остальные темы послания, важные сами по себе, в итоге звучали как фон: реформа партийного руководства и представительства в Думе (но крайне осторожная); изменение порядка формирования Совета Федерации (из депутатов региональных парламентов); повышение роли муниципальных советов, регулярные отчеты правительства в парламенте, обвинение США в развязывании грузинского конфликта и экономического кризиса, военный ответ на размещение ПРО в Европе; отрицание какого-либо антиамериканизма; уже известные инициативы по борьбе с коррупцией, развитию системы образования, проведению пенсионной реформы в стране, созданию «новой архитектуры» международных институтов.