От редакции: Пожар навсегда

К началу ноября в городе Людиново Калужской области из пяти действующих заводов один (чугунолитейный) остановился, два других (машиностроительный и кабельный) перешли на трехдневную рабочую неделю, четвертый (тепловозостроительный) столкнулся с отказами покупателей от заключенных контрактов. Держится на плаву пока только агрегатный завод. Он выпускает насосные станции и гидроаккумуляторы для шахт. Сколько времени на его продукцию продержится спрос – неизвестно.

Ни один из людиновских заводов не сможет воспользоваться «планом Путина» – новой правительственной программой, которая должна помочь стране пережить «мировой кризис». По мысли автора, план «запустит новые факторы экономического развития и роста». По прочтении списка мер становится очевидно, что о стратегии речи нет – большая часть мер направлена на то, чтобы просто потушить разгорающийся пожар. Причем любыми подручными средствами – т. е. деньгами и административным давлением.

Правительство в сентябре – октябре накачало ликвидностью банки и теперь хочет убедиться, что деньги дойдут до реального сектора. Поэтому банки, получившие бюджетную поддержку, больше не будут сами решать, кого ссужать деньгами: правительство велело им в приоритетном порядке кредитовать автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиационные перевозки и жилищное строительство. А на кредитование оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства и малого бизнеса банки должны будут установить квоты. Чтобы обеспечить контроль за кредитным процессом, в банках появятся представители ЦБ.

Отечественные предприятия получат набор всевозможных протекционистских мер, о которых в мирное время не могли и мечтать. Например, запретительные пошлины на иномарки, в том числе подержанные, которые конкурируют с продукцией российского автопрома.

Нынешний «план Путина», несмотря на всю сопровождающую его риторику, нельзя считать стратегией развития еще и потому, что список самых опекаемых отраслей совпадает со списком самых неэффективных. В отличие от полузабытой уже программы-2020, в которой правительство делало ставку на инновационную экономику.

То, что власти упорно не желают называть вещи своими именами, может иметь более глубокие последствия, чем кажется на первый взгляд.

Назвав меры антикризисными, правительство должно было бы установить для этих мер сроки окончания или хотя бы критерии, при наступлении которых чрезвычайные условия хозяйствования перестанут действовать и экономика вернется к мирным стандартам. Между тем большая часть из пакета мер закрепляется поправками в федеральные законы и постановлениями правительства – т. е. утверждается всерьез и надолго. К примеру, радикально меняется регулирование финансовой сферы – особенно в части прав кредиторов и предоставления бюджетных денег и гарантий. Часть этих уточнений, по мнению экспертов, давно требовалось внести. Но существенная доля предлагаемых новаций носит очевидно противопожарный характер, поэтому они должны быть временными.

Из заявлений чиновников следует, что вроде бы кризиса у нас нет. Но программа оздоровления экономики всеми подразумевается как антикризисная. Поэтому чрезвычайный характер мер ни у кого не вызывает протеста, как и срочность их утверждения – нельзя же тратить время на содержательное обсуждение поправок в то время, когда бушует пожар. Пожар рано или поздно закончится, но страна выйдет из него не только с материальными потерями, но и с зарегулированной экономикой и тотальным присутствием государства во всех секторах.

Что же делать людиновцам, не попавшим в «план Путина» и не дождавшимся государственной стратегии развития? Придется придумать собственную стратегию. Как знать, может, она будет удачнее государственной.