Наше «мы»: Бюрократы тоже разные

Все знают, что россияне относятся к крупному бизнесу в лучшем случае сдержанно. Однако когда жителям крупных городов европейской части страны был задан вопрос «Кто ведет в России эффективнее свой бизнес?», то почти половина решила, что «крупные частные компании», и лишь треть опрошенных ответила «крупные государственные корпорации, возглавляемые государственными чиновниками». Еще выразительнее была реакция на резкую формулировку: «Как вы считаете, где в России больше воровства и коррупции?» В ответе на этот вопрос уже две трети опрошенных обвинили крупные госкорпорации и менее одной пятой – частные компании.

Стоит отметить, что наиболее острая критика в адрес госкорпораций среди всех горожан прозвучала со стороны питерских респондентов. Обвинение крупных госчиновников в коррупции там выдвигают три четверти опрошенных. Респонденты из Москвы – центра, где, как полагают, и расположены головные офисы большинства таких корпораций, – оказались снисходительнее к чиновным капиталистам не только по сравнению с петербуржцами, но и по сравнению с жителями большинства других индустриальных центров.

Вопреки ожиданиям исследователей такие факторы, как возраст и уровень образования, не сильно влияют на баланс мнений. Во всех этих группах твердо отдают предпочтение крупным частным компаниям и в отношении эффективности, и, что особенно интересно, в отношении честности бизнеса. А есть ли различия в позициях основных социально-профессиональных групп? Например, среди жителей городов опрашивались и предприниматели. Большинство из них, конечно, относятся к малому и среднему бизнесу, а не к владельцам крупных частных компаний, о которых идет речь. Но все же их можно считать в данном случае «заинтересованной стороной» в том диалоге, который идет в обществе по поводу вариантов развития капитализма в России: через частные компании или через госкорпорации. Опрос показал, что точку зрения предпринимателей, естественно, выступающих за частнокапиталистический вариант, готовы разделить не только обычно спорящие с ними пенсионеры и домохозяйки, но также рабочие и служащие.

На этом фоне особо выразительной оказывается позиция опрошенных нами руководящих работников. Среди них, конечно, не было глав крупных государственных корпораций. Все же от их не столь высокопоставленных коллег, участвовавших в опросе, можно было ожидать проявления корпоративной солидарности. Но, надо думать, кризис заставил этих людей выступить с позиций скорее профессиональных, чем корпоративных. В результате эта группа, которую в нашей выборке мы можем считать одной из самых компетентных по данной проблеме, заняла позиции наиболее радикальной критики в адрес бюрократического капитализма. В вопросе об эффективности 55% опрошенных руководителей (против 25%) отдали предпочтение крупным частным компаниям. А обвинение в адрес госкорпораций по поводу воровства и коррупции поддержали 80%.