От редакции: Окно открыто

Период международной изоляции, наступивший для России после событий в Южной Осетии, похоже, заканчивается. ВТО и НАТО, с которыми мы поссорились в результате конфликта с грузинским правительством и последовавшего за ним ухудшения отношений с Западом, готовы не просто возобновить сотрудничество, но вести содержательный диалог.

Вчера парламентская ассамблея НАТО призвала своих членов возобновить отношения с Россией, особенно в военной сфере. Более того: в отдельной резолюции предлагается провести независимое международное расследование для определения «цепи событий, которые привели к [южноосетинскому] конфликту». Не исключено, что в результате этого расследования оценка действий России по отношению к Грузии будет пересмотрена.

Одновременно активизировались и отношения с ВТО, сильно испорченные этим летом. После резких заявлений Грузии (она тоже член ВТО), потребовавшей отмены президентских указов о расширении связей с Абхазией и Южной Осетией, Россия не только не пошла на уступки, но и приступила к пересмотру двусторонних соглашений, заключенных в рамках уже проведенных переговоров. Разумеется, после этого о конструктивном диалоге с ВТО пришлось забыть.

Но в минувшую пятницу на саммите Россия – ЕС в Ницце диалог был восстановлен: стороны решили подготовить «дорожную карту», в которой будут учтены меры, необходимые для принятия России в ВТО в кратчайшие сроки. А спустя несколько дней российские власти заговорили о том, что переговоры о вступлении в ВТО могут завершиться уже в середине 2009 г., а с 1 января 2010 г. обретут юридическую силу взятые нами обязательства в рамках ВТО.

У наступившего потепления есть много причин. Основная – в том, что нет ни одной стороны, которая была бы заинтересована превратить временную конфронтацию в системную. Россия, хотя и позволяла себе резкие заявления в духе «и без вас проживем», скорее реагировала на аналогичные угрозы в свою сторону, чем рассуждала рационально. Европейцы еще меньше заинтересованы в холодной войне: ситуация биполярного мира, когда приходится маневрировать между двумя непримиримыми врагами, им нравится даже меньше, чем мир с единственным центром силы. Да и позиции США как политического лидера ослаблены вместе с их экономической мощью в результате финансового кризиса.

Поэтому спустя три месяца после обмена взаимными угрозами стороны, как соседи по коммуналке, проснувшись поутру после бурной ссоры, обнаружили, что жить придется все равно вместе. Да и повод для ссоры кажется уже не таким значительным. Особенно учитывая, что в квартире потоп – мировой кризис. Так что ссора рассасывается как-то сама собой.

К тому же сейчас открывается новое окно возможностей: переговоры с чистого листа будут вести новые люди. Администрация Барака Обамы может себе позволить отойти от курса своих предшественников.

Россия, судя по всему, рассчитывает использовать эту возможность и начать разговор с новых позиций. На саммите «двадцатки» в Вашингтоне президент Дмитрий Медведев всячески демонстрировал готовность к таким изменениям.

Судя по всему, посланные им сигналы восприняты положительно. Продолжению переговоров о вступлении в ВТО не мешает даже принятый российским правительством пакет антикризисных мер, полностью противоречащий принципам Всемирной торговой организации. Защищать отечественный бизнес планируется с помощью многочисленных протекционистских барьеров: повышения таможенных пошлин, включая запретительные, и различных преференций национальным компаниям – от щедрых государственных субсидий до конкурентных преимуществ при распределении госзаказа. При этом западных чиновников, судя по всему, вполне устроили объяснения российских властей, ссылающихся на то, что антикризисный протекционизм – дело временное и закончится вместе с кризисом. Будем надеяться, что Россия сумеет извлечь максимальную пользу из сложившихся благоприятных обстоятельств.