От редакции: Строить дороги

Дальневосточный участок Транссибирской железнодорожной магистрали похож на длинную пробку на рельсах. На запасных путях станций ко вчерашнему дню скопилось более 100 составов – около 6500 вагонов с углем, нефтью и другими экспортными товарами. По словам начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Евгения Андриянова, возможен паралич движения на Транссибе.

В 2000–2007 гг. грузооборот железнодорожного транспорта, по данным Росстата, вырос почти в 1,5 раза, автомобильного – в 1,3 раза. Протяженность железных дорог в эти годы не изменилась, а автомагистралей увеличилась незначительно – с 46 000 до 49 000 км. Недостаточными темпами велась и реконструкция существующих магистралей и дорожных узлов. В итоге, по данным автоперевозчиков, средняя скорость по российским дорогам – 400 км в сутки. Это в два раза ниже, чем в Европе. Скоро пробок на всех дорогах будет меньше – из-за кризиса. Это время нужно использовать, чтобы подготовить инфраструктуру к будущему подъему.

Для этого не потребуется инициировать программы общественных работ, как это делалось (и, возможно, будет делаться) в США. Пока государство не намерено сокращать свои расходы в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы на 2010–2015 гг.». Эта программа в целом стоит 4,3 трлн руб., что значит по 600 млрд руб. в год до 2015 г. На эти деньги планируется построить 8000 км автомагистралей и реконструировать еще 6200 км. РАО «РЖД» также обещает, что инвестпрограмма на будущий год – а это 434,2 млрд руб. – не будет существенно сокращаться. Цены на комплектующие для техники и строительные материалы, вероятно, снизятся. Безработица позволит нанимать для строительства дорог и инженерных объектов более квалифицированных специалистов. Все это должно привести к снижению себестоимости возведения дорог. Важно разумно расходовать эти средства и контролировать их целевое использование. В частности, цена одного километра автодороги в рамках ФЦП определяется в 305,6 млн руб. – свыше $11 млн по курсу 27,5 руб. за $1. Эксперты считают эту цифру завышенной. Например, в горной части Хорватии километр обходился в $5,5 млн.