От редакции: Тяжелая доля

Судьба обошлась с госкорпорациями на редкость иронично. Суперминистерства, контролирующие целые отрасли и располагающие ресурсами, сопоставимыми с капитальными инвестициями федерального бюджета, обладающие полномочиями государственных органов и свободой частных предпринимателей, – такими они были всего полгода назад. Кризис изменил их роль и ограничил возможности.

Государство создало госкорпорации на пике своих возможностей и обеспечило их громадными деньгами: на формирование уставного капитала шести госкорпораций бюджет выделил 640 млрд руб. ($27 млрд), не считая вклада в виде активов. Исключительные правила деятельности и свобода в распоряжении бюджетными деньгами были даны им ради выполнения «важнейших государственных задач».

Полгода назад такой задачей был технологический прорыв. Но когда грянул кризис, госкорпорации оказались в ловушке. «Российские технологии», например, стали собственником активов, которые стремились получить много месяцев. Государство передало этой госкорпорации акции в 246 АО и доли в 180 ФГУПах. К моменту, когда счастливый собственник вступил в свои права, в стране уже два месяца бушевал кризис. А приобретенные предприятия увешаны долгами на общую сумму минимум 120 млрд руб.

Конечно, когда руководители «Ростехнологий» убеждали чиновников передать им эти предприятия, они догадывались о проблемах. Но проект казался очень выгодным: пользуясь своими особыми возможностями, «Ростехнологии» собирались наладить дела на вверенных им предприятиях и выгодно продать их. При этом возвращение вырученных денег в бюджет не планировалось – они пошли бы на развитие холдинга, рассказывал в июле в интервью «Ведомостям» руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

Денег государство «Ростехнологиям» не давало – считалось, что госкорпорация сумеет заработать сама. Правда, девелоперский бизнес, на который она рассчитывала, теперь вряд ли будет приносить серьезные доходы. Еще меньше надежды на идущие ко дну авиакомпании или увеличение продаж продукции «АвтоВАЗа».

Без денег подопечные Чемезова вряд ли останутся: премьер на съезде «Единой России» пообещал выделить предприятиям оборонно-промышленного комплекса 50 млрд руб. – скорее всего главным претендентом на них будут «Ростехнологии». То есть налогоплательщикам придется оплатить не только уставный капитал суперкорпорации, но и ее долги.

Тяжело приходится и Банку развития. Он был задуман как инвестбанк, который по упрощенным процедурам будет раздавать бюджетные миллиарды и не обязан даже зарабатывать прибыль. Но вместо этого он вытаскивает из долгов банки и компании, поддерживает фондовый рынок и рефинансирует иностранные долги. Разумеется, не на свои – деньги на антикризисные меры ему дали ЦБ и Минфин. Но гигантский чистый убыток за октябрь (46 млрд руб.) в любой момент из бумажного может стать реальным – все зависит от состояния дел приобретенных им проблемных банков. Правда, не исключено, что государство спишет и этот долг.

Из флагманов технологического прорыва госкорпорации превратились в орган пожаротушения: каждая в меру возможностей борется с кризисом. Одни – разместив свои средства на рынке для снабжения экономики ликвидностью, другие – более активно. В любом случае кризис изменил смысл существования госкорпораций: о серьезных капитальных инвестициях и прорывных планах пришлось забыть. Теперь госкорпорации, видимо, будут в основном служить проводником средств бюджета, направляемых в зависимости от ситуации в тот или иной сектор экономики. Даже чувствующие себя в порядке «Роснано» и «Росатом» сильно ограничены в инициативе.

Вполне вероятно, что из кризиса госкорпорации выйдут крупнейшими собственниками активов, полученных в результате спасательных мер. ВЭБ, например, теоретически может стать вторыми (а то и первыми) «Ростехнологиями», если получит заложенные под кредиты активы. В результате мы увидим действительно суперминистерства – в формате, приближенном к советскому. После этого можно ожидать новой приватизации – например, чего-то вроде залоговых аукционов.