От редакции: Крест патриарха

Патриарху Алексию выпало быть предстоятелем Русской православной церкви в удивительное время. Человек, в советские годы боровшийся за сохранение немногих действующих церквей и монастырей, в 90-е принимал возвращаемые церкви храмы тысячами, а монастыри сотнями. Восемнадцать лет патриаршего служения Алексия II пришлись на переломную эпоху в отечественной истории. При нем роль Русской православной церкви в жизни страны и ее отношения с общественными институтами и государством кардинально изменились.

Алексей Ридигер вырос в просвещенной православной семье за пределами Советского Союза – он родился в 1929 г. в Таллине. Его родители были активными участниками насыщенной общественно-религиозной жизни Прибалтики предвоенных лет. Алексей с детства был погружен в церковную жизнь, был рукоположен в священники в возрасте 21 года, а сан епископа принял, когда ему еще не исполнилось 32 лет, в 1961 г. Будущий патриарх возглавил Таллинскую кафедру в трудный период в жизни Русской церкви, когда советское государство начало второй после революции и гражданской войны поход против религии. Епископ Алексий действовал не диссидентскими, а дипломатическими методами. В частности, именно так ему удалось спасти Пюхтицкий монастырь от превращения его в санаторий. Пользуясь положением заместителя председателя отдела внешних церковных сношений, епископ начал возить в Пюхтицы иностранные христианские делегации, после чего в зарубежной (в том числе коммунистической) прессе появились публикации о монастыре. Закрыть его власти не решились. Скоро Алексий был назначен управляющим делами Московской патриархии и за 22 года в этой должности постоянно сталкивался с попытками властей закрывать храмы, препятствовать приходу людей в церковь, совершению таинств.

На Поместном соборе в июне 1990 г., на первых альтернативных выборах патриарха с 1917 г., митрополит был избран патриархом. Новому предстоятелю досталось наследство, разоренное за 70 с лишним лет богоборческой власти. Вера в СССР до конца 1980-х гг. находилась под запретом, крещение ребенка или участие в службе могло стоить советскому гражданину карьеры, тысячи церквей использовались как склады, кинотеатры, а в Казанском соборе в Ленинграде действовал музей религии и атеизма.

Приходы старели, для них не хватало священников, которых в те годы готовили всего две духовные академии и три семинарии. За 18 лет патриаршего служения Алексия II влияние церкви на общество и государство значительно выросло. В 1990–2000-х гг. государство вернуло РПЦ тысячи церквей и сотни монастырей и значительные земельные угодья. Если в 1988 г., в год тысячелетия крещения Руси, РПЦ насчитывала около 7000 приходов и 21 монастырь, то сейчас на территории России действует около 30 000 приходов и 459 монастырей. Церковь стала крупным хозяйствующим субъектом. Именно при Алексии II был преодолен раскол между Русской православной и Зарубежной православной церквями.

Большинство россиян за минувшие годы стали отождествлять себя с православной религией. Если в 1990 г., по данным ВЦИОМ, православными себя считало всего 24% опрошенных, то в нынешнем – уже 73%. При этом распространение религии идет скорее экстенсивным путем. Празднование Пасхи, освящение куличей и яиц стали элементом массовой культуры. При этом говорить о глубоком проникновении православных традиций в жизнь общества пока явно рано. Лишь 8%, по данным «Левада-центра», посещают службы чаще чем раз в месяц, полностью соблюдает Великий пост всего 3%, знает все 10 заповедей – 2% (ВЦИОМ).

В 80-е гг. митрополит Алексий писал Михаилу Горбачеву о необходимости полного и окончательного отделения церкви от государства. В годы патриаршего служения Алексия стало заметным сближение – не институциональное, а символическое – церкви и государства.