От редакции: Назад в будущее

Челябинск середины 90-х может войти в экономические учебники как пример автономной финансовой системы, действующей в рамках отдельно взятого города. Предприятия там начисляли зарплату работникам на корпоративные пластиковые карточки. Обналичить эти условные деньги было невозможно, зато ими можно было расплатиться за коммунальные услуги, обеды в заводских столовых и товары в городских промтоварных и продовольственных магазинах.

Квазиденьги в разных формах обращались тогда по всей стране. Например, «уральскими франками» в 1995 г. называли векселя, которыми бюджетные организации рассчитывались с поставщиками за электроэнергию, воду и газ. Те, в свою очередь, расплачивались со своими поставщиками, и так по цепочке эти векселя возвращались в бюджет, поскольку ими можно было платить налоги.

Не исключено, что о квазиденьгах придется вспомнить вновь. Проблема неплатежей пока не проявилась в полном объеме: о ней все чаще говорят руководители предприятий, но статистика еще не отразила увеличения сроков расчетов между предприятиями. Росстат пока зафиксировал только резкий рост (на 33,4% по сравнению с обычными 2%) задолженности по зарплате в октябре.

Но проблемы нехватки денег и неплатежей явно обостряются. Растет число дефолтов по корпоративным облигациям – с начала года их объявили уже 38 компаний, а значит, держатели их бумаг оказались без денег, на которые рассчитывали. Банки предпочитают запасать деньги, а не кредитовать реальный сектор: в октябре объем наличных средств по сравнению с сентябрем вырос на 31%, а объем кредитов – лишь на 2%. Антикризисная помощь государства достается узкому кругу компаний, да и та в основном идет на рефинансирование иностранных кредитов. Рынок капитала заморожен.

Квазиденьги – не вопрос ближайшего будущего. Но в моногородах с единственным предприятием-кормильцем повторение челябинской истории не так уж трудно себе представить. У нашего правительства пока есть возможности, чтобы не допустить такого развития событий.