От редакции: Налог в кредит

Чиновники затеяли любимую игру – составление списков. На этот раз составляется перечень 150–200 «системообразующих» компаний, которым государство будет помогать в первую очередь. Критерии отбора таковы, что под них подпадает почти любое сколько-нибудь значимое предприятие, тем более что достаточно удовлетворять хотя бы одному из них.

Развернувшийся сейчас конкурс лоббистов, будем надеяться, закончится публикацией списка – все-таки речь идет о бюджетных деньгах. Между тем опыт других стран показывает, что поддержка реального сектора может быть по-настоящему системной, а не избирательной, где слишком высока коррупционная составляющая. Один из ярких примеров – Франция: там в качестве антикризисной помощи реальному сектору правительство объявило отсрочку налоговых долгов на три года и перенос выплаты налога на прибыль на четыре месяца.

Налоговые кредиты могли бы стать успешным инструментом помощи реальному сектору и в России. По сравнению с выборочной поддержкой крупного бизнеса налоговые рассрочки позволяют ослабить нехватку оборотного капитала у всех предприятий страны, включая малый и средний бизнес.

Российское законодательство предлагает на выбор разные варианты переноса уплаты налогов: фирма может получить от государства отсрочку или рассрочку на срок до шести месяцев, а также налоговый кредит. Рассрочка – это поэтапная уплата налога в течение определенного времени, а отсрочка просто переносит срок платежа на более позднюю дату. Налоговый кредит можно взять на срок до пяти лет, и здесь речь идет уже не о налоговых долгах, а о текущих налоговых платежах. Во всех случаях фирма должна платить государству небольшие проценты, но они существенно меньше ставок по банковским кредитам. Чем не выход для тех, кого сейчас из-за кризиса подводят покупатели?

Дьявол, разумеется, в деталях: за 10 лет существования этой статьи Налогового кодекса воспользовались ею единицы. Например, по данным Счетной палаты, с 2002 по 2005 г. налоговых кредитов в стране не взял вообще никто. Проблема не только в том, что компания-претендент должна иметь безупречную репутацию и поручителя. Налоговый кредит может получить только тот, кто занимается НИОКР, инновациями, создает рабочие места для инвалидов, выполняет заказы по развитию регионов или поставляет важные услуги населению.

С 2009 г. к ним прибавятся компании, выполняющие оборонный заказ. Основания для рассрочек и отсрочек: стихийное бедствие, неплатежи бюджета (если компания выполняет государственный заказ) либо накопленный налоговый долг такого размера, что его единовременная выплата создаст угрозу банкротства налогоплательщика.

Помимо этих условий претенденты сталкиваются с многочисленными бюрократическими препятствиями. Например, подавая заявление на налоговую отсрочку или кредит, налогоплательщик должен предоставить справку налогового органа о расчетах с бюджетами всех уровней. Для составления такой справки инспекторы могут инициировать проведение налоговой проверки. Та же участь ждет и его потенциального поручителя.

После получения рассрочки необходимо, имея открытый живой расчетный счет, своевременно проплачивать как текущие платежи, так и рассрочки по налогам. При малейшей задержке платежей рассрочка приостанавливается и начисляется пеня за весь период рассрочки. Все это ограничивает возможности налоговых рассрочек как антикризисного инструмента.

В ноябре Госдума утвердила поправки в Налоговый кодекс, которые должны были расширить эти возможности: министр финансов теперь сможет предоставлять отсрочки на срок до пяти лет, если налоговый долг компании превышает 10 млрд руб. и его погашение «создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий». Правда, предприятий такого масштаба в России не много, а чтобы накопить долг такого размера, нужна большая смелость. Ну или заранее одобренная налоговая отсрочка.