От редакции: Товарищи по нефти

С высоты падать больнее – об этом знают даже дети. Теперь прописную истину на себе испытывают страны – экспортеры нефти. Ведущий мировой поставщик нефти – Саудовская Аравия может столкнуться в следующем году с 20%-ным дефицитом бюджета, если цена барреля будет держаться на уровне $40, прогнозирует Институт международных финансов (IIF).

Судьба сыграла злую шутку с государствами, процветание которых основано на дорогой нефти. Всего за несколько месяцев баррель подорожал до $147, а потом рухнул ниже $40. Самый яркий пример нефтяной зависимости – страны Персидского залива. Их экономики слабо диверсифицированы, а государственные расходы непомерно раздуты. По итогам 2008 г. ближневосточные нефтеэкспортеры заработают рекордную сумму в $1 трлн, прогнозирует МВФ (в прошлом году выручка была около $700 млрд). Но уже в следующем году им придется потратить немалую часть своих богатств, чтобы поддержать сильно зависимые от государства национальные экономики и высокий уровень жизни населения.

Для многих государств Ближнего Востока час икс уже наступил: госбюджет Ирака становится дефицитным при цене барреля нефти $111, подсчитал МВФ. Для Бахрейна критическая отметка – $75 за баррель, для Омана – $77, для Ирана – $90. Саудовская Аравия подходит к опасной черте при цене барреля $49.

Наиболее разумную бюджетную политику ведут Объединенные Арабские Эмираты: их бюджет останется сбалансированным, пока нефть не опустится ниже $23 за баррель. Катар будет сводить концы с концами при цене $24 за баррель, Кувейт – при $33. В среднем для стран Залива критической является среднегодовая цена нефти $47 за баррель.

По подсчетам российского Минфина, бюджет нашей страны становится беспрофицитным при $70 за баррель Urals; сверстан он исходя из цены $78. Не успели чиновники смириться с мыслью, что бюджет надо пересчитать в соответствии с прогнозом $50 за баррель, как нефть Urals подешевела до $35.

Если нефть в следующем году будет стоить меньше $40, странам Залива грозит огромный дефицит платежного баланса – примерно $50–77 млрд, прогнозирует IIF. При этом из всех государств-нефтеэкспортеров в мире пополнять свои нефтедолларовые запасы при цене ниже $40 сможет только Норвегия. Остальные, включая Россию, будут активно тратить резервы.

Антикризисные меры, которые принимают ближневосточные монархии, как две капли воды похожи на то, что делает сейчас российское правительство. Во всех странах-нефтеэкспортерах суверенные фонды, накопленные в тучные годы, распечатаны и используются для борьбы с кризисом. Но пока не для того, чтобы покрыть бюджетный дефицит, а чтобы оказать помощь отечественному бизнесу.

Например, Кувейт собирается купить акции национальных компаний на $7,3 млрд, чтобы поддержать национальный фондовый рынок. Россия в этом году направляет на эти цели $6,4 млрд. Чтобы помочь местным банкам справиться с кризисом ликвидности, ОАЭ разместили на банковских депозитах $20 млрд бюджетных средств. Российское правительство разместило в банках $66,5 млрд, включая временно свободные средства бюджета, распределяемые на аукционах Минфина.

А Кувейт спасает отечественных инвестбанкиров: у них есть возможность обменять неликвидные ценные бумаги на государственные казначейские облигации, под залог которых можно взять в банках кредиты. На какую сумму правительство готово выпустить такие облигации, не сообщается. Но денежные власти страны жалуются, что банки все равно не желают никого кредитовать, хотя Центробанк снабдил их существенными суммами дополнительной ликвидности... Ничего не напоминает?

Как и Россия, страны Персидского залива первым делом свернули инфраструктурные проекты, хотя совсем недавно с их помощью рассчитывали диверсифицировать экономику, ослабив ее зависимость от нефтеэкспорта. И почти все государства-нефтеэкспортеры вынуждены девальвировать национальную валюту.