От редакции: Забытая книга

Новая Конституция России была принята 15 лет назад, 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Тогда за проект, предложенный Борисом Ельциным, проголосовали 58,4% россиян, пришедших к избирательным урнам. Эксперты и критики немедленно обнаружили в ней немало дефектов. Однако стоит признать: базовые принципы Конституции – верховенство закона, разделение властей и приоритет прав человека – позволяли надеяться, что на новом фундаменте удастся построить современное правовое государство, гарантирующее неприкосновенность личности, собственности и равенство граждан. Чтобы ускорить поступательное развитие России, следовало идти двумя параллельными путями, совершенствуя саму Конституцию и конкретизируя и развивая ее положения нормами законов.

Первая смысловая поправка, увеличившая полномочия главы государства и депутатов, была внесена недавно. Возможно, российские президенты, отказываясь до последнего времени править Конституцию, руководствовались принципом «не навреди».

Однако медленная, но неуклонная правка Основного закона велась непрерывно. Ряд законов последних лет исподволь размыли многие статьи Конституции. В ней никак не отразилось, что полномочия бюрократии, по сути, расширялись за счет прав граждан. Символично, что референдум, на котором был принят Основной закон, оказался последним в российской истории. Ныне действующий закон «О референдуме» ставит на пути желающих провести плебисцит («высшее непосредственное выражение власти народа» согласно Конституции) три дополнительные рогатки по сравнению с прежним: надо утвердить вопросы в Центризбиркоме, собрать инициативную группу в 4500 человек и 2 млн подписей. Право на свободные выборы никто не отменял, но число кампаний регионального и федерального уровня, в которых участвуют граждане, сократилось в 2004–2007 гг. с пяти до трех: выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам и губернаторские выборы отменены. Кроме того, мы не можем проголосовать «против всех». Свобода слова и запрет цензуры (29-я статья) не отменены, но альтернативную точку зрения на центральных телеканалах можно услышать и увидеть разве что глубокой ночью. Про уважение права собственности после показательных процессов и принятия «олимпийских» законов, упрощающих изъятие земли и домов, говорить тоже не приходится.

Власть, отменив в 2004 г. вопреки мнению граждан празднование 12 декабря (против высказались 53% респондентов «Левада-центра», за – 27%), продемонстрировала свое неуважение к Конституции, которая не стала законом прямого действия. Гражданские и хозяйственные процессы идут по своим законам и нередко – понятиям. Конституция остается факультативным документом, который воспринимается чиновниками и обывателями примерно так же, как правила горных работ при рытье ямы под погреб. По данным «Левада-центра», 30% опрошенных полагают, что Основной закон поддерживает порядок, 28% думают, что с ним не считаются, лишь 22% думают, что он защищает их права. Неудивительно, что россияне не знают Конституцию. По данным ФОМ, 53% не знают ее основных положений, знают – 35%. Характерно, что 55% опрошенных ВЦИОМ уверены, что носителем власти и суверенитета является президент, а 12% считают, что это парламент. Дочитали Конституцию до 3-й статьи, где указано, что это народ, всего 19%.

Возможно, положение изменится, когда в Основном законе будут закреплены права простых граждан, защищающие их в споре с государством. Как отмечает один из авторов проекта Конституции, Виктор Шейнис, можно и нужно уравнять сильную президентскую власть, усилив роль парламента. Необходимо, в частности, укрепить его контрольные полномочия, создав надежный механизм независимого аудита исполнительной власти. Так поступили во Франции, где депутаты получили право одобрять или отклонять кандидатуры более чем 700 высших госслужащих и санкционировать отправку войск за границу. В России это не было сделано, хотя стабильная политическая ситуация в стране позволяла исправить баланс властных функций.