От редакции: Выше среднего

Достоинства и недостатки системы школьного образования в разных странах можно выразить в цифрах без эмоциональных оценок. Есть несколько международных тестов, в ходе которых ученики получают баллы за решение одинаковых заданий по предметам школьной программы. Результаты одного из них (The Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS), охватившего в 2007 г. свыше 425 000 школьников из 37 стран, опубликованы на днях. 150 школ в каждой стране определялись случайной выборкой. Четвероклассники письменно отвечали на тесты по математике и природоведению, восьмиклассники решали задачи по алгебре, геометрии, физике и химии. Российские подростки участвовали в тестировании в третий раз (впервые – в 1999 г.), исследование среди младших школьников проводилось впервые.

По данным TIMSS, лидеры по уровню преподавания математики и естественных наук в школе – «азиатские тигры»: Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, а также Япония. Европейцам лишь однажды, в 1999 г., удалось потеснить их на пьедестале почета – венгерские ученики заняли 3-е место по естественным дисциплинам. Российские школьники в 1999 г. заняли 12-е место по математике и 16-е – по естественным дисциплинам, в 2003 г., когда тесты проводились только по математике, – тоже 12-е. В 2007 г. наши восьмиклассники заняли 8-е место по математике и 10-е – в области естественных наук. А младшие школьники заняли 6-е место по математике и 5-е – по природоведению. Те и другие показали результаты заметно выше среднего. Итоги TIMSS опровергают слухи о смерти отечественного среднего образования и резком падении его качества. Более того, они демонстрируют, что российская школа находится на одном уровне с европейскими гимназиями. Одновременно результаты тестов подтвердили, что ситуация на разных ступенях отечественного образования неодинакова. В начальной школе, где с 1990-х гг. активно внедрялась система развивающего обучения, его уровень достиг мировых стандартов, в средней школе положение изменяется медленнее.