От редакции: Настроение минус

Потребители всего мира впали в пессимизм. Впрочем, в печальной тенденции есть различия: в странах – лидерах развивающегося мира оптимизм был выше, держался дольше и теперь падает быстрее.

Исследование потребительских настроений Global Economic Meltdown: Systemic Shock, проведенное в 22 странах компанией Ipsos, показало всеобщий спад оптимизма. Если в октябре 2007 г. 54% опрошенных оценивали экономическую ситуацию как очень или относительно хорошую, то в ноябре 2008 г. – только 31%.

В странах BRIC еще в апреле 2008 г. 70% опрошенных были оптимистами, теперь же их доля упала до 56%. Остальной мир и раньше думал об экономике плохо, так что в последние полгода оптимизм убывал медленнее: в ЕС – с 39% до 30%, в США – с 19% до 11%. Наиболее спокойны жители стран Латинской Америки – оптимизм снизился с 35% до 34% за последние полгода и в общей сложности на 11% с апреля 2007 г. При этом в Бразилии оптимизм даже вырос за полгода на 5% (с 56% до 61%). В России – падение с 68% до 52%. А сильнее всего из жителей стран BRIC расстроились индийцы (с 85% до 65%) и китайцы (с 73% до 46%).

Граждане практически всех стран отметили рост цен на еду (кроме Китая), бензин (кроме Канады и США), проблемы для национальной валюты (кроме Бразилии, Китая и Чехии), рост стоимости коммунальных услуг, безработицы, инфляции, снижение доступности кредита (кроме Бразилии, Китая и Чехии) и т. д.

Более 70% опрошенных в мире урезали семейные бюджеты. Больше всего пострадали статьи развлечений, каникул и покупки предметов роскоши. Здесь тоже есть различия: скажем, жители стран BRIC по сравнению с американцами гораздо меньше экономят на потреблении энергии (45% против 62%) и продовольственных товарах (33% против 53%), зато больше – на предметах роскоши (79% против 73%).

В целом вполне естественная картина: в развивающихся странах кризис начался позже и протекает более болезненно, чем в развитых. Еще в начале года среди экономистов был в моде термин «декаплинг»: многие считали, что лидеры среди развивающихся стран – Китай, Индия, Россия – не будут подвержены экономическому кризису, исходящему из стран развитых. Понятно, что это мнение очень радовало и власти развивающихся стран.

Этим, в частности, можно объяснить нынешний оптимизм бразильцев: очень популярный президент Хосе Игнасио Лула да Силва принимает быстрые, но не глубокие (по мнению экономистов) меры по тушению пожара – поддерживает потребительский спрос на автомобили и товары длительного пользования и борется с кризисом ликвидности. В последние дни фондовые рынки сырьевых России и Бразилии чувствовали себя одинаково плохо, тогда как рынки Индии и Китая росли.

Временная задержка позволяет предположить, что уровень оптимизма еще не достиг дна и будет снижаться дальше – по мере того, как население станет ощущать глубину кризиса. Данные исследований «Левада-центра» подтверждают это для России: оценки россиянами текущей ситуации – собственной жизни и положения в России – снизились в декабре по сравнению с сентябрем 2008 г. на 16%. В то же время представления людей о текущем состоянии экономики страны снизились на 25%, а индекс ожиданий упал на 21%.

Для политической власти пессимизм населения – нож острый. Отсюда популярность протекционистских мер по поддержке внутреннего спроса, ограничению импорта и т. д. Экономисты, впрочем, считают эту меру неверной: в начале 1930-х гг. рост протекционизма, т. е. ограничения международной торговли с целью помощи своим производителям за счет своих же потребителей, стал одной из причин тяжелейшей мировой депрессии. Усиление протекционизма неизбежно замедлит выход из кризиса и ударит по потребителям.

Попытки помочь местным производителям пошлинами и прочими защитными мерами бесперспективны. Неизбежное ослабление рубля все равно поддержит их гораздо лучше.