От редакции: Сигнальный экземпляр

Опубликованный правительством вариант списка системообразующих предприятий, очевидно, не окончателен. Не очень понятно, как государство будет эти предприятия поддерживать. Вызывает сомнения сам метод господдержки предприятий, а не людей. Но главная цель публикации списка – снижение социальной напряженности. В сущности, это сигнал работникам: государство вас не бросит. Ведь именно на государство работники и рассчитывают в ситуации кризиса.

Чиновники говорят, что попадание в список не гарантирует спасения, вливания денежных средств или оказания каких-то других материальных видов помощи со стороны государства. Правительство обещает постоянный мониторинг ситуации в системообразующих компаниях. Пока в списке чуть меньше 300 предприятий, но ранее объявлялись планы расширения списка за счет регионального уровня – речь идет прежде всего о градообразующих предприятиях. В России 460 моногородов, в них проживает 20% населения. Большинство предприятий, расположенных в этих городах, по уровню своей социальной значимости превосходят многие из крупных компаний, упомянутых в списке. Да и как будет осуществляться мониторинг? Министры будут проводить селекторные совещания, заслушивая информацию от директоров? Подобный механизм потребует колоссального напряжения сил чиновников, не обещая серьезной эффективности.

Многие экономисты считают прямую поддержку предприятий неверной мерой в борьбе с кризисом: очень часто предприятия являются неконкурентоспособными, и поддержка государства лишь отсрочивает их неминуемую гибель, лишая стимулов для поиска собственных механизмов выхода из кризиса. На встрече с Дмитрием Медведевым (см. статью на этой же странице) эксперты негативно оценили антикризисные меры государства в реальном секторе. Возможно, их рекомендации будут как-то учтены при корректировке антикризисных мер. Но при этом обязательно возникнут сложности объективного и субъективного характера.

Субъективный фактор заключается в следующем: поддержка реального сектора – сфера ответственности Владимира Путина, который очевидно является ведущим в тандеме «президент – премьер». Это не значит, что у Медведева нет права голоса. Это значит, что у Путина и близких к нему вице-премьеров есть свои мотивы для поддержки того или иного производства.

Справедливости ради отметим, что при составлении списка использовались формальные количественные критерии: численность работников предприятия – не менее 5000 человек, а оборот – не менее 15 млрд руб. Это стало ответом правительства на обвинения в непрозрачности процесса распределения помощи. Правда, к списку уже много вопросов: туда не попали какие-то компании, соответствующие формальным критериям, и наоборот.

Но главное оправдание для правительства заключается в следующем: экономическая ситуация на предприятии является важнейшим фактором социального самочувствия работников и членов их семей, особенно в моногородах. В условиях низкой мобильности населения, отсутствия доступных программ переобучения и профессионального переориентирования, традиционных патерналистских настроений в обществе массовые сокращения и тем более закрытие предприятий способны породить серьезный социальный взрыв. Публикуя список (и обещая менять и дополнять его), государство дает гражданам тот самый, очень понятный, патерналистский сигнал: мы вас не оставим.

Государство в этом смысле поддерживает людей через предприятия. С экономической точки зрения не самая удачная мера – остается надеяться, что она будет дополнена другими, более удачными мерами поддержки людей вне зависимости от предприятий. Это прежде всего меры поддержки занятости и переобучения, трудовой миграции. В пятницу Дмитрий Медведев подписал поправки в закон «О занятости населения», которые отчасти отвечают этим нуждам. Также подписан закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», облегчающий ведение малого бизнеса.