От редакции: Отвальные каникулы

Нынешние новогодние каникулы получили дополнительный смысл: почти сохранив уровень праздничного потребления, россияне смогли отвлечься от экономического кризиса (последствия которого еще впереди) и отметить праздники «как в последний раз». Предновогодние социологические исследования показывали, что уровень потребительского доверия у россиян падает, они начинают экономить. Безусловно, расходы на праздники в целом сократились, но не очень сильно и, как правило, за счет переориентации на более дешевые сегменты праздничных услуг. Скажем, туркомпании отмечали сильный спад спроса на дорогих направлениях и в новогодних турах, зато на некоторых дешевых направлениях спрос вырос. Многие остались на каникулы в России, что не помешало (а иногда и помогло) «активному» отдыху в виде усиленного потребления алкоголя и экстремальных забав. Большинство россиян дотянули до Нового года, не успев почувствовать последствия кризиса на себе. Длинные каникулы в этой ситуации дают эффект бегства от действительности.

Сами по себе длинные каникулы – довольно опасная штука. Как говорит статистика, в России после Нового года резко повышается смертность от алкогольных отравлений и сердечных заболеваний (обычно тоже вызванная алкоголем), в результате пожаров и несчастных случаев. В минувшем декабре Госдума рассматривала предложения о сокращении каникул и переносе дней отдыха на другие месяцы, но не пошла на это (одним из аргументов против была необходимость стабильности в условиях кризиса). Граждане, кстати, тоже начинают беспокоиться: по данным опроса портала SuperJob.ru, длинным каникулам рады 57%, но 25% считают, что такой отдых выбивает из рабочего ритма.

Простое растягивание праздничного потребления на 10 дней очень вредно. Также вредным может оказаться возвращение к реалиям рабочих будней. Известно понятие «синдром выходного дня» – в понедельник утром у большинства людей повышается давление, что связано с новыми моральными и физическими нагрузками, которых нет в выходные. Праздновали мы все, по сути, неопределенность и теперь знаем, каково праздновать, когда неизвестно, что будет завтра.