От редакции: Лучше недождать

Резкий спад в ожиданиях предпринимателей, зафиксированный исследованием компании Grant Thornton (см. также статью на стр. А3), наталкивает на два вопроса. На чем основывался непомерный оптимизм начала 2008 г.? Как скажется на экономике рекордный пессимизм начала 2009 г.?

Впервые с 2003 г. соотношение оптимизма и пессимизма снизилось на 56% и составило рекордное значение – минус 16% (против 40% в 2008 г.). Показатели по отдельным странам просто вопиющие: год назад в Гонконге было на 81% больше оптимистов, чем пессимистов, а сегодня их на 49% меньше. Изменение индекса составило минус 130% за год. В ЕС – минус 72%, в США – минус 56%. В России падение оптимизма составило 60% (с 58% до минус 2%).

Главным тревожным фактором для предпринимателей является снижение потребительского спроса. Настроения потребителей коррелируют с настроениями предпринимателей: декабрьское исследование компании Ipsos, проведенное в 22 странах, показало резкий спад потребительского оптимизма.

Экономическая теория рациональных ожиданий предполагает, что субъекты экономики руководствуются рациональными прогнозами, которые обычно совпадают с последующим развитием событий. Прошлогоднюю массовую ошибку в прогнозе можно объяснить так: чем дольше события развиваются хорошо, тем слабее рациональное начало. Ожидания просто экстраполируют нынешнюю ситуацию на будущее. Способность ожиданий быть самосбывающимися (т. е. влиять на собственную реализацию) преувеличивается, и в какой-то момент наступает предел.

Когда все становится плохо, рациональная составляющая растет: мы начинаем менять свое поведение в связи с кризисом. Здоровый пессимизм способен сократить время кризиса – в конце концов, чем быстрее неэффективные предприятия обанкротятся, тем быстрее начнется восстановление экономики.

Роль государства в этом процессе еще ждет своего пытливого исследователя. Популярность российского руководства последних лет обеспечивалась экономическими причинами – ростом доходов населения. Попытка замедлить эффект от кризиса может привести к замедлению самого кризиса. На восстановление уйдет больше времени – это может плохо сказаться на доверии к власти.