От редакции: Пошлинный разгон

Новые иномарки подорожают на 8–9%, цена на подержанные машины, по прогнозам экспертов, вырастет примерно в полтора раза из-за повышения импортных пошлин на автомобили. Соответствующее постановление правительства вступило в силу сегодня, несмотря на новую серию протестов автомобилистов. Митинги против увеличения пошлин прошли накануне во Владивостоке, Благовещенске, Иркутске, Екатеринбурге, Петербурге и других городах. Но дело не столько в пошлинах, сколько в наборе мер российского государства по поддержке отечественного автопрома и способе их проведения.

Правительство пытается помочь автопроизводителям, пользуясь сразу несколькими разными рецептами. Действуя по примеру США (там GM и Chrysler получили $13,4 млрд, в будущем финансовом году планируется выделить еще $4 млрд), оно намерено прямо помогать автопроизводителям – в 2009 г. выделено около 200 млрд руб. Одновременно правительство стремится поддержать внутренний спрос – при покупке на сумму ниже 350 000 руб. обещает субсидировать ставку по автокредитам (так делают во Франции), компенсируя банкам две трети ставки рефинансирования (8,7%). Федеральная служба по тарифам 30 декабря 2008 г. снизила почти вдвое тарифы на перевозку автомобилей на Дальний Восток, а премьер обещал РЖД платить из бюджета в течение двух лет по 70 000 руб. за каждую доставленную на российскую окраину автомашину отечественного производства (в том числе и иномарки российской сборки). Тем самым государство пытается уменьшить цены на продукцию отечественного автопрома и одновременно вытеснить с дальневосточного рынка подержанные иномарки.

При этом Россия в отличие от Франции, Швеции и объединенной Европы (Еврокомиссия выделит автопроизводителям кредит в 5 млрд евро на научно-конструкторские работы) пока не намерена вкладывать средства в переоснащение отрасли и разработку новых, более безопасных и экологичных автомобилей, способных привлечь покупателей в будущем. Создается впечатление, что российское государство, как юный неопытный врач, не определилось с диагнозом и пытается применить все известные ему лекарства, надеясь, что хоть какое-то подействует. В ближайшие год-два российские автопроизводители благодаря прямой господдержке и валютной конъюнктуре окажутся в плюсе.

Ford объявил о повышении цен с января на 5%, Chevrolet – на 5–8%, Mercedes-Benz – на 3,4–6,1%, Volvo – на 10–15%, Hyundai – примерно на 7%. В условиях падения покупательной способности населения и общего кризиса продаж традиционные отечественные марки и иностранные модели российской сборки, по прогнозам экспертов, могут завоевать около 70% нашего авторынка. Но если не вкладывать в обновление производства и модельного ряда, продукция ВАЗа и других собственно российских производителей будет конкурентоспособна лишь на короткое время – до момента, когда рост зарплат в стране возобновится и россияне предпочтут устаревшим и небезопасным отечественным машинам новые иномарки.

Правительство компенсирует колебания в выборе мер жесткостью в проведении наиболее непопулярных и спорных мер поддержки отечественного автопрома. Реакция чиновников (негативная или молчание) на общественную критику этой поддержки уже вызвала политизацию протестов автомобилистов не только за Уралом, но и в европейской части России. Во Владивостоке и других городах Дальнего Востока и Сибири манифестанты требовали отставки глав регионов и премьера Владимира Путина. Ввоз автомобильного секонд-хэнда – системообразующая отрасль экономики Дальнего Востока. Подобное упорство в условиях кризиса чревато потерей сотен тысяч рабочих мест в регионах, где уровень безработицы (8,5–10%) и без того выше среднероссийского (6,6%), а сам рынок труда крайне ограничен. Это чревато дальнейшим оттоком населения с Дальнего Востока, причем уезжать будут экономически самые активные. Вводя пошлины, Москва в будущем столкнется с необходимостью тратить куда больше на бюджетные дотации дальневосточным регионам.