От редакции: Проблемы соборности

Через две недели станет известно имя нового Патриарха Московского и всея Руси: 27–29 января должен пройти Поместный собор Русской православной церкви, который и выберет нового предстоятеля церкви. Выбор будет сделан высшей церковной иерархией.

Почему мы считаем эту тему важной? Потому что от характера выборов и от их результата зависит, станет ли церковь независимой силой в обществе. Будет ли патриарх подлинным общественным авторитетом, фигурой, способной быть не только представителем православной части общества, но и посредником между различными социальными группами, между властью и хотя бы частью общества. Потребность в таком посредничестве во времена кризиса может оказаться очень острой. Ведь гражданские институты, способные отстаивать интересы маленького человека, подавлены государством или просто не развиты.

Сегодня завершается выдвижение делегатов на собор, большинство из 157 епархий уже определились. Состав участников формируется так: от каждой епархии избирается три делегата – священник, монах и мирянин; кроме того, по должности участниками собора являются правящие и викарные архиереи, руководители административных структур патриархии, ректоры духовных академий, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, члены комиссии по подготовке собора, пять делегатов от духовных семинарий, четыре делегата от женских ставропигиальных монастырей. 25–26 января должен пройти Архиерейский собор, который отберет трех кандидатов на патриарший престол и предложит их собору Поместному. Поместный может предложить дополнительных кандидатов.

Голосование на обоих соборах должно быть тайное. Так было не всегда. Патриарх Алексий II был избран в 1990 г. тайным голосованием. Патриархи советского времени – Сергий, Алексий I и Пимен – избирались открытым голосованием. Причисленный ныне к лику святых патриарх Тихон был избран в 1917 г. из трех кандидатов посредством жребия, который тянул старец Зосимовой пустыни Алексий.

По уставу церкви 1988 г. Поместный собор как высший орган управления должен был собираться раз в пять лет. Но в 2000 г. в устав были внесены изменения, и теперь Поместный собор перешел в режим «от патриарха до патриарха», а выдвижение и соперничество кандидатов в патриархи стало «подковерным». Официально кандидатов не существует, потому что они еще не названы.

Неофициально обсуждаются два наиболее вероятных – местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (даже «Яндекс» при поиске на слово «митрополит» предлагает прежде всего их двоих). Каких-либо публичных дискуссий по этому поводу церковные люди избегают, хотя сторонники того и другого кандидата развили высокую активность – кто в интернете, кто в использовании административного ресурса для «правильного» отбора делегатов на собор. Декабрьское заявление украинского епископата о выдвижении своего кандидата, Киевского митрополита Владимира, стало настоящим скандалом (к тому же отношения между РПЦ и УПЦ сейчас непростые).

В итоге получится, что делегаты Поместного собора узнают, из кого им придется выбирать, только приехав в Москву. Возможно, впрочем, что выборщиков это не слишком озаботит: в большинстве случаев епархиальные собрания утверждали кандидатуры, представленные епископом (иногда прямо назначались епископом). В числе делегатов много чиновников и бизнесменов – спонсоров епархий. Само по себе это ни плохо, ни хорошо, однако очевидно, что главным критерием отбора была скорее некая материальная «полезность» прихожанина, нежели авторитет в общине, глубокая церковность, высокий уровень духовного образования. Избрание на собор стало некоей церковной наградой.

В принципе ситуация очень похожа на светские выборы в нынешней России (или на советские съезды КПСС). Может ли церковь при таком подходе к выборам стать независимой авторитетной силой в обществе, остается большим вопросом.