Конъюнктура: Бои без правил

Две войны – газовая и в секторе Газа – вроде бы близки к завершению. Но радоваться не стоит. Ведь риск повторения подобного рода ситуаций в политике и экономике растет. Еще в прошлом году стало ясно, что «глобальная система международной безопасности» является всего лишь красивым сочетанием слов.

Никогда ООН не выглядела смешнее, чем в период проведения «литого свинца». Выступали столпы мировой политики, включая генсека ООН, они говорили про гуманитарную катастрофу, о гибнущих детях, а война продолжалась. Дискуссия же о правоте или неправоте Израиля велась скорее в области моральных оценок, нежели правовых. И действительно, были бы в мировой политике всеми соблюдаемые правила, можно было бы поспорить об их оправданности и эффективности. А так – правил просто нет.

Наша газовая война с Украиной также показала, что лимит внешнего воздействия на государства ограничен. Опять же: в глобальном плане не так важно, кто больше прав или не прав, Россия или Украина, а то, что внятной и работающей системы арбитража межстрановых споров, в том числе и энергетических, нет.

Вот некоторые европейцы считают, что надо наказать оба государства диверсификацией путей транзита углеводородов. Но парадокс в том, что для Европы это мало что изменит. Достаточно просто назвать альтернативные маршруты. Газопровод Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – ЕС. Или Иран – Турция – ЕС. Или газопровод из Нигерии на юг Европы. Или с севера Африки в ту же Турцию. С трудом представляю себе обращение европейских потребителей в арбитражный суд по поводу невыполнения обязательств по поставкам со стороны, например, Ирана. Ну или Туркмении с Нигерией. Зато гораздо проще вообразить Турцию, использующую контроль над транзитной альтернативой России и Украине, скажем, для лоббирования своего вступления в ЕС.

Возить углеводороды по морю также не слишком просто. Сомалийские пираты уже начали захват нефтяных танкеров. А ведь это далеко не единственный регион пиратской активности. Эффективных методов борьбы с пиратами и порождающими их фальшивыми государствами типа того же Сомали, существующего лишь как картографический объект, но не как политическая реальность, пока нет.

Мы также видим и серьезные провалы в попытках установить общие правила экономической игры. Межстрановые экономические барьеры становятся все более осязаемыми, растет спрос на протекционизм. И началось это еще до глобального экономического кризиса – взять тот же ресурсный национализм и ответ на него в виде войны с суверенными фондами, развернувшейся в США и Европе.

Я помню, какие завышенные ожидания были перед саммитом G20. Сегодня многие с надеждой смотрят на нового американского президента, вступающего в должность. А ведь за последние месяцы никакой серьезной альтернативы существующему и уже не работающему порядку вещей не предложено. И те же США не особо заняты ее поиском. Они встречают нового президента новым авианосцем. И эта тактика не выглядит такой уж ошибочной.