Евгений Чичваркин

За те почти 10 лет, что существуют «Ведомости», мы почти привыкли: что ни год, один из удачливых бизнесменов вынужден убегать за границу. У каждого – Березовского, Гусинского, Живило, Линшица, Невзлина, Киселева, Гуцериева – своя история, отдельные эпизоды которой фигурант предпочел бы скрыть. Наверняка есть пятна и на биографии основателя «Евросети» Евгения Чичваркина, которому придется пока осесть в Лондоне: розничная торговля – не прогулка по Булонскому лесу.

Основатель «Евросети» – один из самых трудных персонажей из тех, с кем доводилось общаться по долгу службы. Начать с того, что к журналистам он относится примерно так же, как к представителям правоохранительных органов: в лучшем случае – с недоверием, в худшем – как к существам, мало понимающим в реальном бизнесе и потому вредным. Не без оснований: и те и другие порой путают, например, выручку (у ООО «ТД «Евросеть» – 4,39 млрд руб. за девять месяцев 2008 г.) с прибылью (почувствуйте разницу: 60 млн руб. у того же ООО). Тем, кто восхищается креативностью основателя «Евросети», напомню, что этот его талант граничит с эпатажем, а иногда переходит в хамство. Пару лет назад, получив в подарок от «Евросети» плаcтмассовый фаллоимитатор и открытку с текстом «Хотели подарков? А вот ... вам», моя приятельница позвонила Чичваркину и предложила ему применить подарок к самому себе. Интересно, как поступил бы на ее месте милицейский или налоговый чин?

Боюсь разочаровать авторов восторженных посланий Чичваркину (на odnoklassniki.ru): наблюдать за ним интересно, а вот работать на него, судя по переписке с трудовым коллективом, тяжело. «Евросеть» Чичваркина, который считает профсоюзы абсолютным злом, разрушающим бизнес, – отнюдь не собес.

Все это не к тому, чтобы очернить светлый образ, а к тому, чтобы описать, кем должен быть предприниматель, чтобы в России построить бизнес с нуля, не участвуя в приватизации и не будучи членом определенной семьи. Заигрывать с «Единой Россией», носить костюм (впервые увидев Чичваркина в нем на инаугурации президента Медведева, я потеряла дар речи) и играть в политику он начал в конце карьеры ритейлера, а не в начале. И вот эту игру, по-моему, он затеял зря.