От редакции: Пером и шпагой

Министерство обороны раскрыло планы модернизации отечественного военного образования. Главная идея реформы – создать систему учебных заведений, которые будут способны готовить офицеров и специалистов, необходимых современной армии. Радует не только публичное обсуждение темы, но и то, что генералы не пытаются изобрести велосипед, ссылаясь на профессиональную специфику. Озвученные накануне студенческого праздника разработки военного ведомства мало отличаются от идей реформирования системы высшего образования, предложенных ранее Андреем Фурсенко. Их суть – сократить число вузов и создать на базе ведущих университетов и академий, оснащенных современным оборудованием и инфраструктурой, учебные заведения, выпускники которых смогут приступать к службе без длительного дополнительного обучения.

Руководство военного ведомства оказалось близко к шахматному цугцвангу, когда любой ход грозит проигрышем. Резкий демонтаж действующей системы военного образования требует немалых расходов и может привести к оттоку части преподавателей и курсантов. Ее консервация грозит отставанием учебного процесса от требований армии. Отечественные военные теоретики любили сравнивать вооруженные силы с человеческим организмом. Если генеральный штаб, как писал маршал Борис Шапошников, – это мозг армии, то военные вузы можно сравнить с кроветворной системой. От того, насколько старшие и младшие офицеры, а также специалисты будут соответствовать своему назначению, зависит эффективность деятельности высших органов военного управления и работы больших и малых воинских коллективов.

Значительные сокращения в военных вузах и центрах подготовки специалистов в постсоветский период, по мнению экспертов, мало изменили устаревшую систему, при которой каждый род войск имел по нескольку учебных заведений. В конце 1980-х гг., когда численность Советской армии превышала 4 млн человек и ей ежегодно требовалось 60 000 офицеров, их готовили 166 военных вузов. С тех пор госзаказ на подготовку офицеров снизился вчетверо до 15 000–17 000, в будущем он сократится до 7500. Между тем число военных вузов уменьшилось в 2,6 раза до 64. Из-за этого подготовка по многим специальностям дублируется сразу в нескольких вузах.

В частности, специалистов по обслуживанию военной авиации готовят четыре института – в Воронеже, соседнем Тамбове, Ставрополе и Иркутске. Расходы на образование в Вооруженных силах России невелики – 3 млрд руб. в 2008 г., 0,3% военного бюджета (для сравнения: во Франции они достигают 1,5%). В такой ситуации Минобороны не имеет возможности рационально использовать эти средства. Будущих офицеров нередко обучают на устаревшей материальной базе преподаватели, отставшие от требований современной армии, не знакомые с новейшими образцами вооружения и боевой техники. Наконец, курсанты вместо изучения основ радиоэлектронной борьбы или устройства кораблей зачастую вынуждены ходить в караул или чистить плац.

При этом действующая система военного образования не способна обеспечить запланированный к 2013 г. переход к профессиональному сержантскому корпусу. Напомним, Минобороны намерено подготовить к этому времени 250 000 сержантов-контрактников. При действующих масштабах их выпуска, по расчетам экспертов лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода, ждать полной переподготовки придется 15–20 лет. В этой ситуации было бы рационально объединить предназначенные под сокращение военные вузы с окружными центрами по подготовке специалистов (разумеется, при обновлении материальной базы), что позволит сохранить квалифицированных преподавателей.

Время для модернизации армии давно пришло, и вопрос сейчас уже не в том, как быстро ее можно провести, а в том, возможно ли вообще модернизировать обучение и управление в этой системе.