От редакции: По вере чудеса

Архиерейский собор Русской православной церкви назвал имена трех кандидатов в патриархи. Кто-то из них, а возможно, и кто-то, предложенный делегатами Поместного собора, станет завтра предстоятелем церкви.

Неожиданностей нет: кандидатами стали митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Минский и Слуцкий Филарет. Выборы патриарха должны состояться в первый день Поместного собора, открывающегося завтра. Если не будет форс-мажоров, вечером 27 января РПЦ получит нового предстоятеля.

Поместный собор, который не собирался 18 лет, и выборы патриарха – центральная новость этой недели в России. Безусловно, в патриархии воспринимают это как должное. Но для большинства жителей страны это событие имеет скорее символический смысл. Патриарх – важная фигура для национальной идентичности. В массовом сознании она не сравнима по популярности с фигурой премьер-министра, но все-таки важна. Ситуация на соборе 1917–1918 гг. была несколько иной: «У нас нет больше царя, нет больше отца, которого мы любили, синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим патриарха», – говорил тогда один из делегатов-крестьян. Тогда верующих было гораздо больше, чем сейчас. При том что о своей приверженности православию заявляют 60–70% россиян, регулярно ходят в церковь и соблюдают обряды около 2%.

Тем не менее, по данным ВЦИОМ, для 48% россиян (независимо от конфессиональной принадлежности) патриарх Русской православной церкви – это «духовный лидер» и «моральный наставник нации». То есть это такой очень уважаемый человек, который в случае чего говорит правильные вещи, а по большим праздникам ведет красивую службу по телевизору. Приятно знать, что такой человек есть. Следовать же его советам в жизни – ну это как получится.

В церкви накопилось много нерешенных вопросов, в частности связанных с тем, как можно было бы повернуть церковь лицом к людям, сделать ее доступнее для людей пока еще не воцерковленных. Многие ждут от собора и от нового патриарха какого-то чуда – например, серьезных шагов в этом направлении. Это просто потому, что и собор, и избрание патриарха – редкие события. Хорошо, если в церкви начнется хотя бы дискуссия на эту тему.