Правила игры: Непозволительная роскошь

В годы быстрого экономического роста коррупция наносит не меньше вреда, чем в годы стагнации. Однако эти издержки не так заметны: когда бизнес растет, даже большая взятка не мешает предпринимателю получать прибыль, а потребителю – покупать подорожавший из-за взятки товар. (Взятка, как и любой барьер для входа на рынок, увеличивает цену для потребителей.) А вот во время экономического кризиса коррупция может стоить очень дорого. Правительство будет финансировать масштабные инфраструктурные проекты, чтобы стимулировать совокупный спрос? Нужно, чтобы за контракты шла реальная конкуренция, – иначе будет построено слишком мало по слишком высокой цене. Правительство хочет, чтобы предприятия не сокращали производство и занятость? Надо освободить предприятия от долгов, т. е. проследить, чтобы те собственники, которые не могут расплатиться, не вывели активов, а кредиторы быстро получили права собственности. Правительство собирается помогать безработным и социально незащищенным гражданам? Если деньги будут разворовываться, их просто не хватит.

Хороших способов победить коррупцию нет. Но есть меры, без которых не обойтись: например, необходимо увеличить подотчетность политиков, находящихся у власти, гражданам. В нашем случае это означает вернуть выборы губернаторов и избрать новый парламент по одномандатным округам.

Зависимость «чем конкурентнее выборы, тем меньше коррупции» неоднократно подтверждалась учеными-экономистами. В статье Are You Being Served? Political Accountability and Quality of Government, опубликованной в журнале Journal of Law, Economics, and Organization в 2003 г., Карлес Бош из Принстона, Алисия Адзера из Университета Иллинойса и Марк Пейн из Межамериканского банка развития подтверждают эту зависимость с помощью статистического анализа большого массива данных. Сложность проверки подобных гипотез заключается в том, что корреляция между теми или иными показателями (например, уровнем эффективности госуправления и свободой СМИ) может не означать, что между ними есть причинно-следственная связь. В данном случае результат полностью подтверждается – и с использованием панельных (т. е. учитывающих временную структуру показателей) данных о более чем 100 странах, и отдельно для штатов США. Сходные результаты получают в статье Accountability and Corruption: Political Institutions Matter, опубликованной в этом году в журнале Economics and Politics, Дэниел Ледерман и Норманн Лойаза из Мирового банка и Родриго Соарес из Университета Мэриленда.

Есть распространенное заблуждение, состоящее в том, что демократия – это своего рода роскошь, нечто, что страна может себе позволить, только достигнув определенного уровня благосостояния. На самом деле роскошь – это как раз такие мысли. Роскошь – думать, что политик может сам справиться со своей собственной коррумпированностью. Мысли о том, что демократия – игрушка для богатых, приходят обычно в период сытости. В тяжелой ситуации нужно спускаться с небес на землю – возвращать выборы.