От редакции: Сеть для государства

«Нам не нужно помогать. Мы не инвалиды», – ответил Владимир Путин в Давосе Майклу Деллу, спросившему, чем компании, подобные Dell, могли бы помочь России. В сфере информационных технологий «мы страшно далеки от развитых стран», признал Дмитрий Медведев на первом заседании Совета по развитию информационного общества в России. «<...> по ключевым показателям мы еще страшно далеки от развитых стран <...> в соответствующих международных рейтингах Россия занимает даже не 20–30-е места, а 70–80-е <...>». По индексу развития электронного правительства (EGovernment Readiness Index, рассчитывается ООН) Россия с 56-го места в 2005 г. опустилась на 92-е в 2007-м. «О чем это говорит? Это говорит о том, что никакого электронного правительства нет, все это химера», – заявил Медведев, самокритично упомянув, что еще лет шесть назад начинал заниматься этой проблемой, работая в администрации президента.

В феврале 2008 г. была подписана президентом Путиным Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (Совет безопасности одобрил ее в июле 2007 г.). Среди ее контрольных показателей такие, например, как доведение к 2015 г. доли государственных услуг, доступных населению с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, до 100%; доведение доли электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота до 70%. Вчера Медведев посетовал, что план реализации стратегии до сих пор не согласован. Так что не видать нам к 2015 г. контрольных показателей. «У нас внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге, а компьютеры сами знаете для чего используются: по сути, это пишущие машинки <...> только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги <...> так сейчас никто не делает, это мы просто богатые, у нас леса много и бумаги достаточно». (Тут необходимо отметить, что некоторые инновационные идеи все же появляются: вчера же мэр Москвы Юрий Лужков в целях экономии бумаги пообещал все документы московского правительства печатать на обеих сторонах бумажного листа.)

Президент также признал, что единый портал государственных и муниципальных услуг, который должен был заработать с 1 января 2009 г., не заработал, граждане по-прежнему не могут почти ничего получить от государства через интернет.

В этом в общем-то нет ничего нового. Проблемы с развитием информационного общества в России глубоки. Во-первых, существует противоречие между прозрачностью государственного управления как целью создания электронного правительства и необходимостью как-то зарабатывать на подрядах в ходе реализации этой задачи.

Во-вторых, существует противоречие между желанием войти в глобальное информационное общество и желанием контролировать информацию. Информационные технологии понимаются как стратегический ресурс, важный для безопасности страны (а также капитализации конкретного чиновника, владеющего информацией). В результате перманентно возникают идеи контроля над интернетом, идут суды над блогерами, принимаются законы, ущемляющие свободу слова, государственные органы засекречивают максимум возможной информации.

Существует, конечно, и низкий уровень технологической грамотности чиновников. Его можно преодолеть обучением – но надо ли?

Пока ситуация такая, как сегодня, можно надеяться, что государство отстает от общества в деле освоения информационных технологий. Это делает их свободными. Наши программисты не хуже индийских, мы экспортируем интеллектуальный продукт, пока государство спит. Мы можем обмениваться в интернете своими мыслями, пока государство спит.

Хотя в обществе информационные технологии тоже пока распространены слабо. По последним данным «Левада-центра» (январь 2009 г.), компьютера нет у 67% россиян, никогда им не пользуются 59%, интернетом не пользуются 67%, электронной почтой – 74%.