От редакции: Так называемый террор

Медлительность в расследовании трагических событий 1920–1930-х гг. вредна и двусмысленна. Руководитель Федерального архивного агентства (Росархив) Владимир Козлов заявил на днях: «У нас есть документы 1932–1933 гг., доказывающие, что так называемый голодомор не был нацелен именно на Украину». Однако Росархив не может обнародовать эти материалы и предоставить их отечественным и украинским исследователям и просто заинтересованным лицам – они, как сообщил Козлов, до сих пор секретны.

Отличный аргумент в споре: добавить здесь нечего. А вот слова «так называемый голодомор» выглядят просто некрасиво. Преступность сталинской антикрестьянской политики доказана российскими учеными. Существуют достоверные данные, проверенные российским историком Виктором Кондрашиным, о вызванной политикой сталинского политбюро голодной смерти 5,4 млн жителей Советской России в Поволжье, на Дону, Кубани и Северном Кавказе.

Попытки украинских политиков выдавать голод 1932–1933 гг. за массовое убийство по этническому признаку и спекулировать на трагедии 75-летней давности заслуживают осуждения. Голод и пули косили крестьян и горожан России, Украины и Казахстана без различия национальности. Однако заблуждения и дезинформацию невозможно опровергнуть пропагандой и завесой тайны. А вот внимание Украины к трагедии заслуживает уважения. Исследования голода позволили опровергнуть многие спекуляции, в частности, вокруг числа жертв. Некоторые общественные деятели называли цифру в 7,5 млн и даже 10 млн погибших на Украине. Но сотрудники Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины установили: от голода умерло 3,5 млн человек (1,6 млн в возрасте от 15 до 60 лет, 1,4 млн детей и свыше 500 000 стариков).

Кроме того, на Украине чтят память жертв: создан национальный мемориал памяти жертв голодомора, есть специальный день их памяти. Наконец, полное рассекречивание документов позволило десяткам тысяч родственников погибших найти могилы. Как обстоит с этим дело в России – читайте начало текста.