От редакции: Диплом без профессии

Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков – переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Это результаты совместного исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Росстата – аналитики сопоставили дипломы 28 500 работающих россиян из всех регионов страны с их нынешними профессиями. Конечно, во всем мире распространены случаи, когда карьера человека развивается не так, как он предполагал в студенческие годы. Но систематическое несовпадение образования и профессии – редкость. В Швеции не по полученной в институте профессии работают всего 18% дипломированных специалистов, во Франции и США – около четверти.

Несоответствие ведет к серьезным потерям. С 2003 по 2008 г. бюджетные ассигнования на одного студента в год выросли с 8500 руб. почти до 30 000 руб. В 2008 г. отечественные государственные и муниципальные вузы выпустили свыше 1,1 млн студентов. Если допустить, что каждый из них учился пять лет, а в среднем на каждого тратилось 20 000 руб., получается, что на обучение половины этих выпускников было потрачено 55 млрд руб. Но потери экономики от несоответствия диплома требованиям специальности не исчерпываются госсредствами. Есть еще деньги и время, потраченные на переподготовку и обучение на рабочем месте.

Массовый вынужденный переход инженеров и педагогов в менеджеры и торговые представители происходит по многим причинам. Отчасти дело в общем снижении качества российского высшего образования, из-за чего вчерашние выпускники не отвечают запросам работодателей. Еще одна причина – несоответствие объемов выпуска требованиям рынка. Некоторые полагают, что положение можно исправить созданием центров, которые смогут прогнозировать запросы экономики к краткосрочной и среднесрочной перспективе. В частности, министр образования Андрей Фурсенко недавно заявил, что экономисты, юристы, педагоги – это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места, «это дорога в никуда».

Однако результаты исследования показывают, что проблема сложнее, чем видится чиновникам.

Даже в странах со сложившейся рыночной экономикой центры, занятые планированием рынка труда, не всегда дают точные прогнозы (ну кто мог спрогнозировать нынешний кризис и его последствия?). Лояльность диплому значительно варьируется в зависимости от профессии. По данным исследования, 59% выпускников инженерных вузов работают не по специальности, чаще изменяют полученной специальности лишь выпускники сельхозвузов (66%). Наоборот, медики (76%), компьютерщики (72%), математики (64%), юристы и специалисты по общественным наукам (по 62%) чаще сохраняют верность диплому. Дипломированные инженеры чаще, чем обладатели дипломов по экономике или праву, работают в профессиях, где высшее образование не нужно. Отчасти это развитие ситуации 1990-х гг., когда инженеры, получившие высшее образование в советский период, были вынуждены осваивать малоквалифицированный труд. Но даже среди молодежи 26–35 лет, учившейся в постсоветский период, картина оказывается похожей.

Проблема, по мнению директора Центра трудовых исследований ВШЭ Владимира Гимпельсона, в чрезмерной узкости многих инженерных и сельскохозяйственных специальностей, сохранившихся с советских времен, что лишает вчерашних студентов значительного набора компетенций. Наоборот, на первый взгляд маловостребованные гуманитарные специальности позволяют студентам овладеть более широким набором навыков, необходимых для той или иной работы. Необходимо расширить границы профессий и специальностей в системе профессионального образования и стимулировать непрерывное обучение и повышение квалификации работников на протяжении всей трудовой жизни.