От редакции: Умаление бизнеса

Опыт кризисов прошлого подсказывает, что малый и средний бизнес, быстро реагирующий на изменения рынка, способен трудоустроить многих людей, потерявших работу, и ускорить экономический подъем. Но пока предприниматели, собравшиеся на созванное движением «Бизнес-солидарность» антикризисное совещание, оценивают свое положение как крайне тяжелое.

Сейчас в России действуют 2,4 млн малых и средних фирм с численностью сотрудников до 250 человек и оборотом менее 1 млрд руб. Они обеспечивают свыше четверти рабочих мест (10,2 млн) и вырабатывают около 15% ВВП (в развитых странах – до 30%).

По мнению предпринимателей, призыв Дмитрия Медведева «не кошмарить бизнес» и принятый Думой закон, сокративший число проверок предприятий, не нашли отклика у силовиков и чиновников надзорных органов. Снижение НДС и налога на прибыль лишь немногим улучшило финансовое положение малого и среднего бизнеса. Число визитов всевозможных инспекторов сократилось ненамного. При этом изобретаются новые схемы доения небольших фирм.

Налоговики приходят с заданием начислить недоимку не менее 1 млн руб. Для микропредприятия, годовой оборот которого по закону не превышает 60 млн руб., такой долг означает закрытие. Предпринимателей, показавших убыток за прошлый год, обвиняют в организации серых схем и шантажируют возбуждением уголовных дел. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в конце 2008 – начале 2009 г. прессинг налоговых органов усилился вдвое. Теневые издержки бизнеса на преодоление бюрократических барьеров, по экспертным оценкам, составляют 6–7% от выручки, и в условиях ужесточения административного давления они будут только расти. Возможная помощь государства малому бизнесу в объеме 30–50 млрд руб. мизерна по сравнению с поддержкой банков и крупных компаний.

Ситуация хуже, чем в 1998 г. Тогда малый бизнес активно занимал ниши, освобожденные крупными компаниями, пользуясь демонополизацией рынка и удешевлением кредита. Сейчас, наоборот, крупные компании, а также государственные и муниципальные предприятия пытаются выдавить «малышей» из их традиционных сфер деятельности – розничной торговли, коммунальных услуг, общепита и производства товаров потребления.

По оценкам НИСИПП, это может привести к спаду в малом бизнесе на 20–25% и пропорциональному сокращению рабочих мест.

Чтобы не допустить такого сценария, России, возможно, стоит воспользоваться антикризисным опытом соседей. В Казахстане в ноябре 2008 г. был введен целый комплекс мер, направленный на поддержку не только крупных, но и малых предприятий реального сектора. Малый и средний бизнес в Казахстане получит из бюджета 120 млрд тенге. Это на первый взгляд немного – всего $1 млрд, но это 10% всей господдержки экономики. Но важнее для малого и среднего бизнеса ослабление налогового пресса и сокращение полномочий контролирующих и проверяющих чиновников. В Казахстане корпоративный подоходный налог (КПН) с 2009 г. снижен до 20% (с прежних 30%), а в 2011 г. уменьшится до 15%, НДС – с 13% до 12%. Доход предприятия, не облагаемый НДС, вырастет в два раза до 38 млн тенге ($320 000). Наконец, малые и средние предприятия Казахстана освобождены от авансовых платежей по КПН и могут переносить убытки на срок до 10 лет (вместо прежних трех). Что немаловажно, предусмотрена строгая дисциплинарная ответственность (увольнение и крупные денежные штрафы) чиновников и сотрудников правоохранительных органов за незапланированные проверки предприятий.

Отечественные предприниматели предлагают дополнить казахстанские методы поддержки бизнеса другими мерами, которые облегчат положение «малышей» в кризисный период. Это налоговые каникулы (за исключением ЕСН и пенсионных отчислений), создание эффективного и прозрачного механизма рассрочки уплаты налогов и сборов (налогового кредита) и, наконец, законодательный запрет предварительного заключения под стражу подозреваемых в экономических преступлениях.