От редакции: Есть такая партия

Хорошая новость: мы ближе, чем кажется. Мы – это думающая часть общества и представители власти, участвовавшие в работе Красноярского экономического форума. Мы одинаково понимаем и вызовы, которые кризис поставил перед страной, и антикризисную стратегию.

Людям из правительства и администрации президента, приехавшим в Красноярск, не нужно было объяснять, почему во время антикризисного мозгового штурма обсуждается открытость СМИ или инвестиции в человека. Их не удивляло большинство поставленных вопросов. Повестка дня для сегодняшней России может уточняться и дополняться, но ее магистральное направление мы понимаем одинаково. Идеологического спора нет. Из кризиса можно выходить вперед или назад, отметил вице-премьер Александр Жуков на заключительной сессии. «Назад – это в сторону мобилизационной экономики и автаркии», – уточнил он.

Нет спора и о роли государства. В разной форме и разных контекстах представители государства говорили о том, что важнейшая государственная функция сегодня – заниматься не раздачей помощи фирмам, а созданием условий для ведения бизнеса; не адресными мерами для немногих, а снижением барьеров для всех. Если человек вложил собственные деньги в собственное предприятие, он тем самым уже сделал серьезную ставку на будущее процветание своей страны. Уже благодаря одному этому ему нужно хотя бы перестать мешать. А одна из важнейших помех – вмешательство государства, прежде всего правоохранительных органов, в работу бизнеса.

Нет спора и о необходимости слушать и слышать мнение общества. Вклад граждан в бюджет страны с каждым годом становится все весомее: подоходный налог по итогам 11 месяцев 2008 г. (1,5 трлн руб.) почти догнал НДС (1,9 трлн руб.). Обратную связь с обществом необходимо вернуть, а для этого как минимум необходима свобода СМИ. Открытость СМИ и смена элит стали одним из важнейших двигателей роста, отобранных рейтинговым голосованием на сессии, модератором которой был помощник президента Аркадий Дворкович. На первом месте в числе двигателей роста – проекты строительства, на втором – поддержка потребительского спроса. Хотя на деле, как известно, правительство поддерживает производителей. Многие другие «рецепты роста» тоже оказались полной противоположностью тому, что на практике предпринимают власти.

Если бы политические решения формировались в России на основе таких дискуссий, как те, что прошли на форуме, все не изменилось бы мгновенно. Но мы уже были бы на пути к продуманной и адекватной политике по важнейшим направлениям. Однако ощущения, что мы на таком пути находимся, все-таки нет. Как будто чиновники, вернувшись с пресс-конференции в свой кабинет, меняют одну голову на другую.

Причина в том, что на форуме не была представлена (да и вообще открыто нигде не представлена) партия, которая оказывает сильнейшее искажающее влияние на принятие политических решений в России. Это партия, по определению не имеющая идеологии и повестки дня, – партия денег. Ее запросы невозможно сформулировать и представить на форуме, поскольку это требования выдачи денег, аргументированные близостью к пункту раздачи. То, что новый федеральный бюджет, учитывающий кризисную реальность, до сих пор не готов, – это свидетельство остроты спора с теми, кто умеет только просить.

Нейтрализовать разрушительное влияние этой партии на положение дел в стране можно, только прекратив сбор заявок от различных «ходоков» и вернув к жизни законные (а не понятийные) институты. Но сделать это нельзя, не разорвав существующие коррупционные связи между бизнесом и государством. Разорвать эти связи можно, только поставив властную элиту под контроль общества, способного менять состав элиты. А по-настоящему менять состав элиты можно только в процессе подлинной политической конкуренции.

Такого вопроса в повестке дня форума не было. Было только не высказанное вслух осознание, что этот вопрос стал насущным.