От редакции: Обогрев космоса

Половина энергии в России вырабатывается зря, ее можно было бы сэкономить, утверждает Всемирный банк (ВБ). Россия входит в топ-10 стран с самым энергоемким ВВП. Энергоемкость европейских стран ниже российской в 3–4 раза. Это огромный антикризисный резерв. Проблема лишь в цене вопроса: чтобы сэкономить выработку первичной энергии на 45%, пришлось бы инвестировать в энергосбережение $320 млрд – четверть ВВП страны, подсчитал ВБ.

Возможно ли серьезно заниматься энергосбережением, когда кризис вынуждает сокращать даже самые насущные расходы? Как ни парадоксально – да. Международная практика показывает, что наибольший потенциал экономии энергии в секторе конечного потребления: снижение использования электроэнергии на 1 кВт ч конечным пользователем экономит 5 кВт ч первичных энергоресурсов. Иными словами, значительная экономия может быть достигнута просто за счет повышения сознательности граждан.

«Уходя, гасите свет», «Экономика должна быть экономной» и другие с детства знакомые советским гражданам лозунги не привели к нужным результатам. Отношение к энергосбережению в нашей стране до сих пор остается очень скептическим, и считается оно скорее уделом бедных. По данным фонда «Общественное мнение», электричество экономят 65% опрошенных, тратят его не задумываясь 34% (в 2006 г. – 75% и 23% соответственно). Рачительное потребление энергии непрестижно: среди лиц с низкими доходами свет экономят 77%, а среди зажиточных – только чуть более половины (54%).

Отношение российских обывателей к энергосберегающим и экологичным технологиям далеко от современных мировых тенденций. По данным исследования, проведенного в ноябре 2008 г. компанией WorldPublicOpinion (WPO) в 21 стране мира, 69% опрошенных выступают за более активное использование энергии ветра и солнца (против – 20%). Россия относится к странам с наиболее низким уровнем поддержки этих инициатив: 36% – за, столько же – против. Сопоставимое отношение только в Мексике (46% против 39%) и Азербайджане (48% против 43%).

Пренебрежение россиян к энергосбережению часто объясняют привычкой к дешевизне наших ресурсов. Но, как показывают опросы, наличие собственных нефти и газа далеко не всегда оборачивается отрицательным отношением к снижению их потребления.

У таких крупных экспортеров топлива, как Индонезия и Нигерия, свыше двух третей населения (65% и 71% соответственно) – за более активное использование альтернативных источников энергии. А в сравнимой с нами по климатическим условиям богатой углеродами Норвегии уровень энергоемкости экономики один из самых низких в мире.

Причина в том, что в России пропаганда энергосбережения и повышение мотивации для более ответственного отношения к ресурсам была отдана на откуп рынку – дескать, рост цен на электричество, газ, тепло и воду сам по себе приведет к росту сознательности и экономии. Но невидимая рука рынка в этом случае оказалась бессильна: взять хотя бы Камчатку, где самое дорогое в стране электричество, но нет даже намека на бум энергосбережения.

Получается, что это та сфера, где от государства требуется больше активности. И если в случае с обывателями требуется информационная и пропагандистская работа, то в случае с промышленными потребителями нужны меры экономического стимулирования. Снижение энергоемкости производства требует серьезных финансовых вложений в модернизацию оборудования, поэтому одних призывов к энергосбережению здесь категорически мало. Государство должно принуждать бизнес применять энергосберегающие технологии, считает 57% жителей Германии и 79% жителей Великобритании. В России сторонников таких мер заметно меньше – 28% (против – 43%).

Сейчас Госдума готовится во втором чтении рассмотреть закон об энергосбережении, который призван повысить энергоэффективность российской экономики. Важно, чтобы депутаты учитывали не только экономические факторы, но и особенности отношения россиян к экономии ресурсов. Иначе закон не сработает.