Статья опубликована в № 2315 от 16.03.2009 под заголовком: От редакции: Фундамент школы

От редакции: Фундамент школы

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) определит будущее отечественной школы. Это перспективный план, исходя из которого строятся учебные планы по дисциплинам, регламентируется их содержание и ведется внеклассная работа. От того, насколько он будет продуманным, не в последнюю очередь зависит успех модернизации образования. Ее ключевая цель – получение учениками не только знаний, но и навыков и компетенций, нужных для продолжения учебы, для работы и успешной социализации. Важно, чтобы вузам не приходилось начинать обучение «от Адама».

Проект ФГОС, по которому наши школы должны работать с 2012 г., опубликованный недавно Российской академией образования (РАО), предлагает детализировать образовательный процесс, создать четкие критерии для оценки знаний и компетенций учеников. Однако одновременно его авторы стремятся централизовать учебный процесс.

В частности, требования к объему компетенций учеников должны быть «инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации». Как достичь единого уровня знаний и умений – за счет повышения планки для отстающих или за счет понижения ее для лидеров? Кроме того, по замыслам работников РАО преподавание обязательной части учебных дисциплин в начальной (1–4-й классы) и основной (5–8-й классы) школе должно занимать 65% учебного времени, на вариативную часть остается 35%. «Возможное отклонение может составлять не более 5%», – предупреждают авторы. Более или менее свободно определять содержание учебных курсов можно лишь в старших классах – учебные часы на обязательную и вариативную части меняются местами: 35% и 65% соответственно, но и здесь отклонение не должно превышать 5%. Отметим, что сейчас соотношение обязательных и необязательных предметов в начальной школе – 85:15. Для сравнения: в большинстве западных стран в начальной школе доля обязательных компонентов не превышает 60%, в основной – 50%, в старших классах – 25–30%. Между тем отклонение от заданных стандартов будет караться административными наказаниями и даже лишением лицензий на ведение образовательной деятельности.

Ряд экспертов опасается, что нынешние параметры хотя и расширяют возможности для учителей, но по-прежнему централизуют образовательный процесс.

Может быть, тяга к централизации образовательных программ подтверждена опытом последних лет? В постсоветский период наиболее последовательная реформа была проведена в начальной школе, где учителя получили возможность варьировать программы, сочетать традиционную дидактику с развивающими и игровыми методами. Реформы в 5–8-х классах начались позже, и они более половинчаты. Каковы результаты? По данным международного теста на качество чтения и понимание текста (PIRLS), проведенного в 2006 г. среди 215 000 школьников из 40 стран, российские ученики 4-го класса заняли 1-е место (в 2001 г. – 12-е из 35 участников). По данным теста, в ходе которого участники отвечают на вопросы по биологии и решают математические задачи (The Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS), наши младшеклассники заняли в 2007 г. 6-е место по математике и 5-е – по природоведению. Более старшие школьники подобными успехами похвастаться не могут – на последних TIMSS они заняли 8-е место по математике и 10-е – в естественных науках. А по результатам другого теста – PISA, который также отражает знания по математике и биологии, наши восьмиклассники разделили в 2007 г. 33–38-е места среди сверстников из 57 стран.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more