От редакции: Фундамент школы

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) определит будущее отечественной школы. Это перспективный план, исходя из которого строятся учебные планы по дисциплинам, регламентируется их содержание и ведется внеклассная работа. От того, насколько он будет продуманным, не в последнюю очередь зависит успех модернизации образования. Ее ключевая цель – получение учениками не только знаний, но и навыков и компетенций, нужных для продолжения учебы, для работы и успешной социализации. Важно, чтобы вузам не приходилось начинать обучение «от Адама».

Проект ФГОС, по которому наши школы должны работать с 2012 г., опубликованный недавно Российской академией образования (РАО), предлагает детализировать образовательный процесс, создать четкие критерии для оценки знаний и компетенций учеников. Однако одновременно его авторы стремятся централизовать учебный процесс.

В частности, требования к объему компетенций учеников должны быть «инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации». Как достичь единого уровня знаний и умений – за счет повышения планки для отстающих или за счет понижения ее для лидеров? Кроме того, по замыслам работников РАО преподавание обязательной части учебных дисциплин в начальной (1–4-й классы) и основной (5–8-й классы) школе должно занимать 65% учебного времени, на вариативную часть остается 35%. «Возможное отклонение может составлять не более 5%», – предупреждают авторы. Более или менее свободно определять содержание учебных курсов можно лишь в старших классах – учебные часы на обязательную и вариативную части меняются местами: 35% и 65% соответственно, но и здесь отклонение не должно превышать 5%. Отметим, что сейчас соотношение обязательных и необязательных предметов в начальной школе – 85:15. Для сравнения: в большинстве западных стран в начальной школе доля обязательных компонентов не превышает 60%, в основной – 50%, в старших классах – 25–30%. Между тем отклонение от заданных стандартов будет караться административными наказаниями и даже лишением лицензий на ведение образовательной деятельности.

Ряд экспертов опасается, что нынешние параметры хотя и расширяют возможности для учителей, но по-прежнему централизуют образовательный процесс.

Может быть, тяга к централизации образовательных программ подтверждена опытом последних лет? В постсоветский период наиболее последовательная реформа была проведена в начальной школе, где учителя получили возможность варьировать программы, сочетать традиционную дидактику с развивающими и игровыми методами. Реформы в 5–8-х классах начались позже, и они более половинчаты. Каковы результаты? По данным международного теста на качество чтения и понимание текста (PIRLS), проведенного в 2006 г. среди 215 000 школьников из 40 стран, российские ученики 4-го класса заняли 1-е место (в 2001 г. – 12-е из 35 участников). По данным теста, в ходе которого участники отвечают на вопросы по биологии и решают математические задачи (The Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS), наши младшеклассники заняли в 2007 г. 6-е место по математике и 5-е – по природоведению. Более старшие школьники подобными успехами похвастаться не могут – на последних TIMSS они заняли 8-е место по математике и 10-е – в естественных науках. А по результатам другого теста – PISA, который также отражает знания по математике и биологии, наши восьмиклассники разделили в 2007 г. 33–38-е места среди сверстников из 57 стран.