От редакции: С газом или без

Понижение приоритетности проекта Nabucco (см. статью на стр. А2) можно считать тактической победой «Газпрома», а можно – естественной экономией на фоне кризиса.

После новогоднего газового конфликта России и Украины ЕС решил направить на проекты энергетической безопасности 5 млрд евро, Nabucco должен был получить 250 млн. Затем порцию урезали до 200 млн евро, а теперь он лишился отдельной бюджетной строки, попав в общий котел южного энергетического коридора, в рамках которого существует несколько проектов.

Основной противник срочного строительства Nabucco – Германия, которая станет получателем газа по трубопроводу Nord Stream (акционеры – «Газпром», 51%, германские E.On и BASF, по 20%, голландская Gasunie, 9%).

Сомнения по поводу Nabucco связаны с наполнением трубы (иранский газ туда пока не попадает по политическим причинам; чтобы попал туркменский, надо построить Транскаспийский газопровод) и обеспечением транзита (проблемы безопасности в Грузии и Турции, к тому же Турция не прочь потребовать преференций по вступлению в ЕС). С другой стороны, на первую очередь проекта хватит газа азербайджанского, а труба через Каспий в шесть раз короче трубы Nord Stream через Балтику.

У «Газпрома» есть еще один проект – «Южный поток», который является конкурентом Nabucco (хоть представители «Газпрома» и отрицают конкуренцию). Сейчас «Газпром» может чувствовать себя победителем.

То есть в то время как Европа откладывает Nabucco до лучших времен, «Газпром» по-прежнему считает оба амбициозных проекта приоритетными. Между тем экспорт газа «Газпромом» в Европу снизился с начала года на 40% (к тому же периоду прошлого года), падает и цена на газ. Снижается потребление газа в России.

В долгосрочном прогнозе потребности Европы в газе могут оказаться значительно ниже, чем ранее предполагалось. В этом контексте решение отложить Nabucco выглядит естественным. «Газпром» может считать это усилением своей монопольной позиции поставщика газа – правда, и цена этой монополии окажется очень высокой.