От редакции: Дело утопающих

В головах российских чиновников произошел радикальный разворот. Они больше не беспокоятся, что отечественные активы – даже самые крупные и привлекательные – достанутся иностранцам. Правительство не будет препятствовать тому, чтобы иностранные кредиторы российских компаний получили акции в обмен на долги, заявил на минувшей неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Всего полгода назад такой поворот событий казался правительству абсолютно неприемлемым: на рефинансирование иностранных долгов российских корпораций было выделено $50 млрд, это была одна из первых крупных антикризисных мер. ВЭБ, которому поручили раздать эти деньги, успел потратить $11 млрд, из которых $4,5 досталось UC Rusal Олега Дерипаски. В то время казалось, что кризис закончится к лету, резервов хватит на всех, а стратегические активы ни в коем случае не должны попасть в руки западных капиталистов. Теперь у правительственных экономистов нет сомнений, что кризис – это всерьез и надолго, деньги быстро кончаются, а аппетиты отечественных бизнесменов удовлетворить правительству не под силу (только в 2009 г. они должны выплатить иностранным кредиторам $130 млрд, а всего должны около $800 млрд).

Переоценки предпринятых мер пока не было. Но смена приоритетов уже говорит о многом. Хорошо, что из $50 млрд на олигархов потратили только $11 млрд. Но стоит помнить и об очень спорной трате в $150 млрд на поддержание курса рубля, и о не менее спорных расходах на поддержание устойчивости банковской системы (в сентябре – октябре на это пошло 1,5 трлн руб. – около $55 млрд в то время, – хотя, по мнению экономистов, объективной потребности в ресурсах у банковской системы не было). Урок получился недешевым. Но главное – чтобы он был выучен и правительство в будущем перестало бы оплачивать свои страхи перед экспансией иностранных кредиторов.

И действительно, если отвлечься от прямолинейной логики силовиков («иностранцы – это опасно»), то не так легко понять, что плохого в том, что западные банки будут владеть пакетами акций российских компаний. Сами компании никуда не переедут, они будут работать по российским законам и в условиях российской действительности. А значит, Росприроднадзор, прокуратура и ФАС за ними присмотрят. Тем более что иностранцы в большинстве случаев будут миноритариями – под кредиты не часто закладывались контрольные или блокирующие пакеты.

Да и стать реальным собственником российских активов иностранцам будет непросто. В мае прошлого года вступил в силу закон о доступе иностранцев к стратегическим отраслям. Он запрещает иностранцам приобретать доли выше блокирующих в компаниях из 42 отраслей. А у компаний, добывающих полезные ископаемые, порог еще ниже – 10%. Чтобы купить более солидную долю, иностранцы должны получить разрешение правительственной комиссии под руководством Владимира Путина. За 10 месяцев существования комиссии было всего два заседания, где рассмотрено пять сделок. Шувалов, правда, обещает рассматривать их быстрее, но комиссия ведь имеет право и не отдать пакет иностранцам или поставить им сложные условия владения. Те, конечно, смогут поспорить с правительственной комиссией в суде, но не факт, что выиграют. Понятно, почему у иностранцев новая позиция российских властей не вызвала большого энтузиазма. Они хотели бы получить деньги, а не пакеты акций, которые будет трудно получить и еще труднее продать.

Позитивная сторона смены политической линии может состоять в том, что, если в результате в России действительно появится прослойка новых крупных собственников из числа иностранцев, властям неизбежно придется пересматривать докризисную модель отношений с бизнесом.

Все это так, если смена приоритетов действительно произошла. Далеко не все чиновники, судя по общению с ними, воспринимают новую идеологию всерьез. Слишком долго им приходилось строить заборы на пути иностранного капитала. Уже не раз бывало так, что решения правительство принимает наперекор тому, что вслух произносят представители его экономического блока.