От редакции: Время тактики

Принятие «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» вновь отложено, несмотря на то что вроде бы всеми заинтересованными ведомствами она согласована. Кто говорит, что отложили из-за предстоящей встречи президентов России и США – дескать, в стратегии Америка по-прежнему считается потенциальным военным противником, что политически близоруко сейчас, когда отношения между странами стремительно теплеют. Другие считают, что отложили из-за тесной увязки стратегии с концепцией-2020 (социально-экономического развития), которая сама по себе уже устарела. То есть экономическая база для стратегического планирования уже не выглядит так блестяще, как, например, в июне прошлого года, когда работа над стратегией была в разгаре.

Какая же это стратегия, если полгода назад в ней США считались врагом, сейчас ее приходится менять, потому что США могут оказаться другом – а что если еще через полгода мы опять поссоримся? Какая же это стратегия, если полгода назад она не видела нынешних экономических угроз для страны?

Стратегическое планирование, как говорит нам словарь, – это процесс создания и поддержания соответствия между целями, возможностями и ситуацией. Как быть, если ситуация и возможности меняются быстрее, чем подготовка самой стратегии?

Можно настаивать на целях. Как, например, вице-премьер Игорь Шувалов, заявивший на коллегии Минэкономразвития, что к 2020 г. Россия имеет все шансы стать самой привлекательной для проживания страной. А можно отложить принятие стратегии (как и концепции) до выхода из кризиса и стабилизации обстановки. И принять, например, принципы или методику. Продолжая работать над стратегией и концепцией или отдельными ее частями с учетом постоянного изменения ситуации и появления как новых угроз, так и новых возможностей. В этом смысле представляется интересным проект «Основ стратегического планирования», который идет в пакете со «Стратегией национальной безопасности». Если это учебник, по которому всех чиновников научат планировать, его можно только приветствовать.

Впрочем, стратегия или концепция как официальные документы играют еще серьезную пиаровскую роль. Как «Иду на Вы» или «Следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Лозунги нельзя недооценивать.