От редакции: Общие враги

Почти одновременно в двух столицах – Москве и Гааге проходят конкурирующие конференции по Афганистану. В Москве свой вклад в решение проблемы стремятся продемонстрировать Россия и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В Гааге – США и НАТО. И тому и другому организатору удалось обеспечить присутствие у себя генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который из Москвы сразу отправится в Гаагу.

Афганистан становится вечной проблемой международных отношений, приближаясь по уровню безнадежности к арабо-израильскому конфликту. Две угрозы, которые эта страна представляет миру, – это воспроизводство терроризма и распространение наркотиков-опиатов. Это общие враги и для Запада, и для России с соседями. Урожай опийного мака в Афганистане в 2002–2007 гг., по данным управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНПООН, UNODС), вырос в 2,4 раза – с 3400 до 8200 т, а площадь посевов под этой культурой превысила размеры плантаций коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятых. Иностранцы ничего не могут поделать с этим, а местные власти коррумпированы производителями опия. Новое правительство страны, пришедшее на смену свергнутому США режиму талибов, контролирует ограниченную часть территории страны. В Афганистане не созданы прочные государственные институты и силовые структуры, способные защитить жизнь и имущество простых афганцев от посягательств боевиков. Барак Обама в феврале распорядился усилить американскую группировку в Афганистане на 17 000 человек. При этом понятно, что, даже если примеру Вашингтона последуют другие участники коалиции, стабилизировать обстановку в стране исключительно военным путем не удастся.

Очевидно, однако, что ООН и НАТО не могут допустить форсированного вывода войск и пустить ситуацию в Афганистане на самотек. Это будет означать, что десятки миллиардов долларов были потрачены США и их союзниками впустую. Режим Карзая неизбежно падет, а его свержение приведет к новому витку хаоса в стране, который может переброситься на страны Центральной Азии и обладающий ядерным оружием Пакистан. Международные организации и государства, заинтересованные в стабильном и прочном Афганистане, должны выработать общую стратегию действий в этой стране. В идеале конференцию по Афганистану следовало бы проводить одну – общую для стран НАТО и России с коллегами по ШОС.

Успокоение страны, где с небольшими перерывами почти 30 лет продолжается гражданская и межклановая война, может быть достигнуто с учетом советского курса на «национальное примирение». Тогда, после замены Бабрака Кармаля, его преемник Наджибулла начал налаживать контакты с умеренной оппозицией и параллельно укреплять собственные армию и силы правопорядка. При этом в отличие от Москвы международные организации не должны форсированно сворачивать военно-техническую помощь Кабулу. Наконец, ситуация в Афганистане нормализуется быстрее, когда миллионы простых афганцев получат возможность легально зарабатывать чем-то, кроме участия в боевых действиях и наркотрафике. Первые признаки положительной динамики есть: по данным UNODC, в 2008 г. впервые за последние годы площадь посевов мака сократилась на 19%, урожай – на 6%, доходы от торговли наркотиками снизились с 12% до 7% ВВП.

Москва способна положительно повлиять на ситуацию в Афганистане, причем не только соглашаясь на транзит военных грузов через свою территорию. Речь, разумеется, не может идти об отправке российских подразделений. Однако Россия может существенно укрепить собственные границы и рубежи своих союзников из числа бывших республик СССР, перекрыть пути транзита афганского героина. Наконец, отечественным спецслужбам следует больше координировать свои усилия с зарубежными для противодействия наркосиндикатам за границей и активизировать агентурную работу против них внутри России и в странах СНГ.