От редакции: По разным адресам

Саммит группы G20 будет помимо прочего встречей по обмену опытом антикризисной политики. Все будут, конечно, прислушиваться к мнению представителей США, но от американской экономики в ближайшей перспективе никто ничего серьезного не ждет (Всемирный банк прогнозирует падение ВВП на 2,4% в этом году). Больше всего ждут от Китая, экономический рост которого достигнет в этом году, по расчетам ВБ, 6,5%.

За счет чего Китай может этого добиться? Экспортно-ориентированная экономика страны несет существенные потери. В частности, за первые два месяца 2009 г. экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. уменьшился на 21%. Одновременно сократился и импорт, половина которого приходится на сырье и комплектующие для экспортных товаров. Положительное внешнеторговое сальдо, превышавшее в прошлом году $40 млрд в месяц, составило в первые два месяца нынешнего года лишь $4,8 млрд. Наконец, растет безработица – она, по мнению экспертов, существенно выше официального уровня в 4,2% (в России зарегистрированная безработица составляет 2,8% экономически активного населения – в три раза меньше реальной). Помощь китайской казны обеспечит почти 75% роста в период кризиса.

Перспективы российской экономики Всемирный банк оценивает так: снижение ВВП на 4,5% и отток капитала в $170 млрд (более подробно см. статью на стр. А3 в номере от 31.03.2009). Отечественные эксперты прогнозируют, что общий объем государственной помощи экономике в России в 2009 г. достигнет около 4,8 трлн руб. Российский и китайский (4 трлн юаней, или $585 млрд) антикризисные пакеты вполне сопоставимы по весу: и тот и другой превышают 12% ВВП. И Россия, и Китай намерены увеличить расходы на социальную сферу. В частности, расходы отечественной казны на соцобеспечение вырастут в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти в три раза, с 73 млрд до 212 млрд руб., на здравоохранение – на 20%, с 278 млрд до 334 млрд руб., на образование в проекте нового, сокращенного бюджета планируется выделить 395 млрд руб. – на 11% больше прошлогоднего.

Но отличия в приоритетах существенны. 1,5 трлн юаней ($220 млрд), или 37,5% госпомощи, в Китае пойдет на обновление инфраструктуры – аэропортов, железных и автомобильных дорог, еще 1 трлн – на восстановление разрушенной землетрясением провинции Сычуань, наконец, еще 400 млрд – на жилищное строительство.

В России в 2009 г. значительную долю прямой госпомощи – около 800 млрд из 1,8 трлн руб. – планируют направить в реальный сектор. Однако эксперты опасаются, что большая часть госпомощи достанется неэффективным государственным предприятиям и компаниям, собственники которых имеют доступ к первым лицам государства. При этом отраслям, которые способны дать наибольший мультипликативный эффект, – жилищному и инфраструктурному строительству, туризму и транспорту – не уделяется должного внимания. Россия пока не намерена увеличивать ассигнования на жилищное строительство (за исключением жилья для военных и строительства олимпийских объектов). Новый проект бюджета предусматривает сокращение финансирования дорожного хозяйства более чем на 25% – с 275 млрд до 203 млрд руб. Кроме того, на 12,6 млрд руб. сокращаются бюджетные дотации регионам на содержание и обновление дорог и на 31,2 млрд руб. – на модернизацию транспорта. Если не изменить затратные приоритеты, воспользовавшись опытом соседей, российский кризис может стать не только самым глубоким, но и самым длительным среди стран с переходной экономикой.

И дело, конечно, не только в приоритетах, но и в степени эффективности предпринимаемых действий. В частности, масштабная подпитка банковской системы в России пока не привела к повышению доступности заемных средств для реального сектора экономики. Кредитный портфель отечественных банков не растет, тогда как у китайских в феврале в годовом исчислении (февраль к февралю) объем выданных кредитов вырос на 24%.