От редакции: Пределы возможного

В странах «двадцатки», лидеры которых собрались вчера в Лондоне, живет более 60% населения Земли, они производят 85% мирового ВВП. От саммита – второго за время кризиса – ждут соглашений и мер, которые помогут быстрее прекратить падение мировой экономики и начать новое восхождение. Министр экономики Франции Кристин Лагард пообещала, что президент Николя Саркози покинет встречу, если на ней не будут достигнуты серьезные результаты. Важно понимать пределы возможного – структура экономики участников, их потери от кризиса и их интересы настолько различны, что надеяться на быстрые компромиссы неразумно.

В частности, по мнению экспертов, вряд ли удастся существенно сократить протекционистские меры, принятые 17 участниками встречи из 20. Мрачный прогноз Всемирной торговой организации о снижении объемов торговли на 9% в 2009 г. заставит участников подписать соответствующее соглашение, но оно останется скорее декларацией о намерениях.

Еще одна потенциальная точка противостояния – резервная валюта. Стремление ряда стран, в том числе России и Китая, обязать эмитентов ключевых денежных единиц – доллара и евро не пользоваться печатным станком для финансирования собственных экономик обоснованно. Однако эти призывы вряд ли будут услышаны. Серьезная дискуссия предстоит также об ответственной бюджетной политике. Европейским участникам G20 (Британия, Германия, Италия и Франция) и Евросоюзу вряд ли удастся расширить действия принципов Маастрихтского договора, ограничивающих бюджетный дефицит 3% ВВП. Однако пример Европы, экономика которой понесла меньшие потери, чем американская, заставляет задуматься. Правительство США выделило на борьбу с кризисом $3,8 трлн, тогда как Франция – 64 млрд евро, Германия – 81 млрд. Американские автопроизводители получили от государства $39 млрд, а европейские – 7 млрд евро.

Более продуктивными, полагают эксперты, будут переговоры по частным, но очень важным вопросам работы финансовой и банковской систем. В частности, будут достигнуты соглашения о новых мерах, ограничивающих свободу офшорных юрисдикций. Обязав пока еще действующие офшорные зоны предоставлять данные о банковских вкладах нерезидентов и уравнять налоги для местных и иностранных предпринимателей, страны G20 способны сделать бизнес в «налоговом рае» невыгодным.

Хедж-фонды и банки окажутся под более строгим надзором контролирующих органов. В связи с этим высока вероятность того, что страны G20 договорятся об обеспечении прозрачности и единых стандартов финансовой и экономической отчетности. Недостаток информации помешал вовремя оценить масштабы кризиса. В частности, США с 2001 г. почти наполовину сократили объем банковской и экономической статистики, направляемой в наднациональные структуры – Всемирный банк, Международный валютный фонд и Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию. Кроме того, лидеры «двадцатки» могут одобрить реформу МВФ и ВБ. Если эти международные институты будут докапитализированы, это пойдет на пользу и России, которая намерена возобновить внешние заимствования.

Наконец, участники саммита не преминут воспользоваться возможностью продемонстрировать свое единство в афганском вопросе – военная и финансовая помощь правительству Ахмеда Карзая продолжится, а государства, не участвующие в военной операции, в том числе и Россия, помогут сражающимся беспрепятственным транзитом военных и гуманитарных грузов. Москва может извлечь и собственную политическую выгоду – разменять подписание выгодного для США договора об ограничении стратегических вооружений СНВ-1 (его действие завершается в декабре 2009 г.) на отказ от размещения ПРО в Польше и Чехии и мораторий на расширение НАТО.